В рижском Доме Москвы открылась необычная фотовыставка "Построим храм
вместе", посвященная строительству Болдерайской православной церкви.
Откликаясь на нужды верующих, Латвийская русская православная церковь
решила построить новую церковь, посвященную новомученикам и
исповедникам российским. "7 секретов" не только посмотрели интересную экспозицию, но и побывали
на месте возведения будущего культового ансамбля. Известно выражение о
том, что все дороги ведут к храму! А если храма нет? Именно в такой
ситуации оказался целый рижский микрорайон Болдерая, в котором
проживает 40 тысяч человек — в основном православные. Конечно, можно
поехать в центр Риги, но это весьма далеко. Живописное место. Строительный участок, где будет церковь, находится на ул. Бирзес. Когда
наконец–то добираешься до Болдераи и проезжаешь через нее, то
упираешься в небольшой мост, который ведет на отдаленный рижский остров
Усть–Двинск (Даугавгрива). Именно здесь с левой стороны на берегу
протоки речки Булльупе и будет возвышаться новая православная
жемчужина. Местные жители говорят, что это самое живописное место во
всем Усть–Двинске — буквально в метре от дороги река, где постоянно
обитают стаи уточек и лебедей.
Так что, если быть точным, то храм все же усть–двинский. Но его все
называют болдерайским — так удобнее ориентироваться. Мало кто знает,
что такое Даугавгрива (Усть–Двинск). Между тем, данное место весьма
примечательное. И даже секретное — как в царские, так и в советские
времена! Ведь когда–то это был военно–морской форпост русской армии. И
тогда на острове работали сразу два православных храма — Преображения
Господня и Святителя Николая Чудотворца.
Если углубиться в историю, то в 1710 году Петр Великий, завоевав
ганзейский город Ригу, повелел соорудить в устье Даугавы крепость на
базе бывшей шведской. Дюнамюнде (или Усть–Двинск) стал служить уже
русской военно–морской базой для Балтийского флота. А заодно сюда
начали ссылать и политических преступников.
В казематах крепости довелось сидеть многим политическим узникам.
Скажем, семь лет здесь провел секунд–майор Василий Пассек — писатель,
один из самых известных российских диссидентов конца XVIII столетия. В
Дюнамюнде томился и будущий декабрист Петр Каховский.
Подводные лодки Усть–Двинска
Позже, еще с конца XIX века, к пирсам острова швартовались миноносцы и
даже подводные лодки. От стен крепости моряки уходили в кипящие воды
Рижского залива во время Первой и Второй мировых войн. На самом берегу
в сотне метров от рижского маяка еще сохранились форты, служившие
укрытием для русских пушек в 1914 г. В советские времена здесь был
завод по ремонту подводных лодок. Сюда приезжали моряки из стран,
дружественных Советскому Союзу.
В общем, место действительно сугубо русское и подходящее для возведения
православного храма. Однако хотя с начала строительства минуло уже 7
лет, никто не может сказать, когда же оно завершится. Ведь еще 8
сентября 2002 года митрополит Рижский и всея Латвии
высокопреосвященнейший Александр освятил место для строительства.
— В чем же причина такой задержки?
— Никакого секрета тут нет, — рассказал нашему еженедельнику член
попечительского совета храма Эдуард Расторопов. — Причина банальная —
нет денег. Первоначально на возведение церкви необходимо было аж 2
миллиона латов. Но сейчас для завершения строительства (возведение
стен, крыши и пр.) нужно намного меньше — "всего лишь" 700 тысяч латов.
Такова последняя смета с учетом нынешних реалий. Как известно, в
нынешних кризисных условиях общие расходы снизились — строительные
материалы и людские ресурсы стали дешевле. На сегодняшний день уже
построено два цоколя под саму церковь и баптистерий (место, где будет
происходить крещение), а также фундамент под административное здание. С
ходом строительства и всей информацией о храме можно познакомиться на
сайте hram.lv. Здесь много интересной информации.
На молитву в пансионат
А пока православные верующие вынуждены собираться в столовой бывшего
усть–двинского военно–морского госпиталя. Как рассказала "7 секретам"
местная жительница пенсионерка Валентина Леонидовна Зандерсон,
председателем Болдерайской православной общины "Преображение Господня"
и настоятелем церкви является отец Николай Нетреба из рижской
Благовещенской церкви.
— Я — его заместитель. Службы проходят в нашем пансионате для
престарелых "Stella Maris". Каждое воскресенье служатся литургия,
молебен, панихида и совершаются таинства. Отмечаем и праздники. У нас
бывали крещения, а также венчания. Причем венчаний совершено даже три.
Молодежь не смущает, что все проходит в таких условиях. Конечно,
помещение временное, но приспособленное. Есть жертвенник, подсвечники и
все, что нужно для совершения службы.
— Когда же завершится строительство?
— Это зависит от того, как люди будут жертвовать…
По византийским канонам
На выставку в Доме Москвы прибыла и главный инженер проекта
строительства Ангелина Анатольевна Москаленко. По ее словам, проект
храма давным–давно согласован со всеми инстанциями. Сейчас ведется
авторский надзор. Как и положено во время любой стройки. Автор проекта
— известный архитектор Виктор Венедиктович Римша.
Он — автор таких всем знакомых проектов, как "Ригас модес", стадион
"Даугава" и завод "Дзинтарс". Хотя храм можно назвать общим творчеством
целой команды специалистов. Заказчиком выступила Болдерайская
православная община "Преображение Господня". Ее члены хотели, чтобы
вместимость церкви составила 300 человек. Общая площадь вместе с
колокольней — около 500 кв. метров.
Конечно, мы не должны были изобретать что–то принципиальное новое. Есть
четкие каноны византийских храмов, на которые равняются православные
церкви. Заказчик получил в Московской Патриархии четкие нормативы.
Согласно последним и была спроектирована церковь со всеми необходимыми
помещениями — крещальней, помещением для приема посетителей батюшкой,
котельной, гаражом, общественным туалетом. На втором этаже
предусмотрены жилые помещения для настоятеля — кухня, гостиная и 2
спальни.
Как отметил Эдуард Расторопов, любой храм — это прежде всего сакральное
сооружение, имеющее мистическое значение. А значит, скорость
строительства зависит не только от материальных, но и нематериальных
соображений. Поэтому тут вопрос даже не в том, когда храм будет
построен, а в том, сколько человек примет в этом участие.
Очень важно понять, что храм Божий — это источник нравственного и
духовного преображения. Если люди обеспокоены будущим нашего народа и
наших детей, то они всегда помогут. И тут даже не важно, сколько вы
жертвуете — 1 сантим или 1000 латов. Главное, чтобы это было с любовью.
И тогда для жертвователя участие в общей акции станет началом
строительства храма в его собственной душе. Присоединяйтесь!
2 июля 2009 («7 секретов» № 27)
Автор: Дмитрий Март Ссылка на источник: http://www.ves.lv/article/85360
Hram vigladit ochenj ssimpatichno, nadejusj posle zavershenija stroitelstva on budet esho krashe i stanet nastojashej dostoprimechatelnostju nashego rajona! Nu to chto on stanet duhovnim centrom pravoslavija eto tochno fakt!
Почему дорога к храму столь долгая? По моему причины могут быть разные. Одна из них: для многих религия это не всерьёз. На бумаге кол-во прихожан (номинальных верующих), живущих в том или ином районе может быть внушительным, но это не означает, что им нужен храм. Оттуда и не активность! Многие считают себя верующими (католиками, православными, лютеранами и др.) но для них это только ярлык переданный им из рук родителей и ничего больше. Они живут своей жизнью, их образ жизни далёк от божьих требований; Откуда тут появиться искренней заинтересованности в постройке храма??!! (главное чтобы хватило на сигареты и пиво) К там уже статистические данные и социальные опросы констатируют отток верующих! Как говорят некоторые священники: "скоро не для кого будет строить церкви". Так что я не удивлён сложившейся ситуацией в постройке храма. Кто знает насколько далека дорога к нему...