В устье Даугавы, в Даугавгриве, собираются строить нефтяной терминал
мощностью 10 миллионов тонн нефтепродуктов в год. Несколько лет назад
уже предпринимались попытки получить разрешение на подобное
строительство, но тогда планы инвесторов потерпели неудачу. Сейчас они
намерены добиться своего… В сентябре 2002–го жители Болдераи и Даугавгривы (Усть–Двинска)
выступили против предполагаемого строительства у них под носом
нефтяного терминала. Районное отделение Клуба защиты среды и
инициативная группа жителей написали тогда письмо протеста, приведя в
нем, в частности, выдержку из латвийского Гражданского кодекса: "Никто
не имеет права устраивать на своей земле такие промышленные или
ремесленные объекты, которые могут угрожать общественной безопасности и
здоровью людей пожароопасностью, шумом, запахом, чрезвычайным
количеством дыма… Решение вопроса о том, действительно ли в этом случае
существует угроза, подведомствено суду".
Помимо этого в письме говорилось, что Рижский свободный торговый порт
заключил договор с предполагаемыми строителями терминала OOO Baltic Oil
Terminal, даже не дождавшись заключения Бюро по оценке влияния на
среду. Специалисты, привлеченные на общественных началах к экспертизе
возможного воздействия химических веществ, предназначенных для
перевалки, подтвердили их опасность для среды.
Активность жителей и их протесты тогда принесли результат.
Расположенный рядом с предполагаемым терминалом объект — Комета–форт —
был внесен в список охраняемых памятников культуры со всеми вытекающими
последствиями. Казалось, можно ставить точку. Но в прошлом месяце
компания Baltic Oil Terminal провела для жителей Болдераи и Даугавгривы
презентацию нового проекта — уже доработанного.
Планируемая мощность перевалочного комплекса составит около 10
миллионов тонн нефтепродуктов в год. На территории в 25 га
предполагается построить несколько резервуаров высотой от 16 до 20
метров для хранения как темных, так и светлых нефтепродуктов.
Доставленные сюда грузы будут перегружаться на танкеры с предельным
водоизмещением до 100 тысяч тонн, которые станут швартоваться к двум
причалам общей длиной 480 метров. Нефть и бензин планируется
транспортировать по железной дороге с Новополоцкого перерабатывающего
завода, а уже из Латвии — в Европу морем. Проект предусматривает
строительство двух причалов, реконструкцию 4 километров железной дороги
от станции Болдерая: двух — до улицы Флотес, а также прокладку
дополнительной железнодорожной ветки и реконструкцию моста через
Булльупе. На терминале получат работу около 100 человек, а в
строительных работах по его возведению будут заняты 400.
Понятно, что на дворе кризис, что нужно привлекать инвестиции и
создавать рабочие места. На это и упирали представители инвестора во
время встречи с местными жителями. Но жителей это не устраивает. Все
разговоры о дополнительных налоговых поступлениях в городской бюджет, о
новых рабочих местах очень абстрактны для болдерайцев. Сужу об этом и
по своему району — Вецмилгравису, что напротив Болдераи. У нас таки
построили несколько лет назад нефтетерминал — и что? Вецмилгравцы
получили больше рабочих мест или увидели плюсы от налоговых поступлений
в районе? Улицы, особенно внутриквартальные, как были раздолбанными,
так и остались, парк Зиемельблазма и набережная вдоль Даугавы как были
запущенными, так и остались такими. Если инвесторы действительно желают
убедить жителей Болдераи, то они должны показать реальные плюсы,
которые получит район. Пока же, судя по коллективным письмам жителей в
Рижскую думу со многими тысячами подписей, они не согласны с таким
строительством. Авторы писем видят, что ничего хорошего пляжу и
природному заповеднику в Болдерае терминал не принесет.
Учтут ли их мнение? Ведь даже во время общественного обсуждения сбор
подписей носит рекомендательный характер, а тут — коллективные письма.
И еще памятник культуры государственного значения Комета–форт. Правда,
инвесторы новый терминал предполагаются построить несколько в стороне и
максимально учесть все пожелания жителей Болдераи...
Пожелание жителей Болдерая! Постройте терминал на месте домов тех кто его поддерживает! а так 100 мест рабочих...и экология в полной..... не лучше уж без 100 рабочих мест но с нашем РАЙем!