"Жаль, что в 246–й маршрутке нельзя заплатить за проезд э–талоном!" — с ходу посетовал один из позвонивших в "Вести Сегодня" читателей. Памятуя, какой гвалт стоял на различных форумах, а публика в первые дни введения электронных расчетов буквально обрывала телефоны редакции так, что работать было совершенно невозможно и приходилось с утра до вечера рассказывать, как пользоваться электронными расчетами, в первую секунду я даже немного опешил от такого заявления.
— Ну что вы, очень удобно: зашел, "пикнул" э–талон о считыватель и едешь спокойно, — начал делиться впечатлениями читатель. — Я доволен. Не нужно продираться через весь салон к кондуктору, да и кондукторы теперь всех локтями и бедрами не расталкивают, прорываясь к задней площадке через толпу стоящих пассажиров. И вот о чем подумал: почему э–талон в маршрутках не действует? Было бы удобно", — развил свою мысль читатель.
Из дальнейшего разговора выяснилось, читатель живет в Болдерае. Автобусы туда после очередного сокращения думой движения в часы пик снова берут штурмом. А когда подкатывает 246–я маршрутка, народ набивается и начинает по своим карманам мелочь искать. Водитель одной рукой рулит, а другой деньги пересчитывает, сдачу выдает и билетики отрывает. Такой процесс обслуживания на узких улочках весьма рискован.
Кстати, в середине апреля один из владельцев маршрутно–таксомоторных компаний Риги приезжал в редакцию "Вести Сегодня", чтобы подробно выяснить, как вся эта электронная машинерия работает. А на мой удивленный вопрос, зачем ему все это нужно, лишь раздосадованно рукой махнул. Оказалось, подозревает, что часть водителей плату за проезд собирает, а билетики пассажирам не выдает: "Если эти водители стабильно привозят выручку меньше, чем в среднем на маршруте, то иного объяснения я найти не могу". Владелец фирмы даже проверки учинял, но чудес не бывает: у всех давно мобильные телефоны, и водители быстро докладывают друг другу "оперативную обстановку". "Так что я двумя руками за электронный билет в своих маршрутках".
Но при наведении в середине мая справок выяснилось, что этот владелец до фирмы "Ригас карте", занимающейся установкой оборудования электронных билетов, так и не дошел. Зато дошел владелец другой фирмы, который тоже не в большом восторге от оборота наличных и падения привозимой выручки.
Конечно, скидки для школьников, студентов и пенсионеров в маршрутках не действуют. Да и тарифы различны. Как выяснила "Вести Сегодня", на этот случай в синем э–талоне есть функция "электронный кошелек". То есть пассажир кладет на свой э–талон некую сумму денег, а потом, при электронном расчете в маршрутке, из "электронного кошелька" снимается именно столько денег, сколько стоит проезд в конкретной маршрутке. Так что и различные тарифы не помеха.
Судя по всему, сейчас недовольными введением э–талона в маршрутках могут быть только их водители. Хотя тут тоже ситуация может оказаться двойственной. Если наличные расчеты в маршрутках прекратятся, то принцип начисления заработной платы водителям тоже поменяется. Если сейчас "по бумагам" они в некоторых компаниях шоферят за "минималку" и еще сдают хозяину "арендную плату", то после возможного введения э–талонов такие фокусы уже не прокатят. И всю зарплату им должны будут начислять целиком, полностью и официально. Так что и они в конечном итоге тоже должны будут выиграть от введения э–талонов.
В любом случае решение остается за владельцами маршрутно–таксомоторных компаний. 18 августа 2009 («Вести Сегодня» № 161) Автор: Вадим Фальков http://www.ves.lv/article/90537
|