Если не помешают зеленые
Вчера председатель правления Рижского свободного порта (РСП), столичный вице-мэр Айнарс Шлесерс обнародовал план переноса стратегических портовых терминалов ближе к устью - на Русский остров (Криевусала). Пресс-конференция прошла на палубе пароходика посередине Двины. А рядом полным ходом грузили уголь на 75 000-тонный панамакс... Кризису вопреки
Первым делом Айнарс Шлесерс напомнил, что в прошлом - кризисном - году оборот грузов в Рижском свободном порту увеличился на 10%. Что объясняется целенаправленной работой по удержанию старых и привлечению новых клиентов. По словам вице-мэра, значение Рижского и других портов для экономики страны трудно переоценить. Он дает работу не только докерам и другим сотрудникам, непосредственно занимающихся обслуживанием грузов, но и десяткам тысяч работников железной дороги, шоферам-дальнобойщикам и многим-многим другим.
- Каждая тонна груза, прошедшая через Рижской порт, дает порядка 10 латов латвийской экономике. Получается, прошлогодний вклад РСП составил 300 млн латов, - посчитал Айнарс Шлесерс. И привел цифры, что в нынешнем году объем перевалки контейнеров вырос на 20%. Через Рижский порт идут грузы из США, недавно портовики отпраздновали отгрузку миллионной тонны металла и железной руды из Казахстана.
Руководство РСП вовремя отследило мировую конъюнктуру замены малых судов на более крупные, что позволяет сократить стоимость перевозок... Однако заход больших судов в Рижский порт до недавнего времени ограничивала глубина его акватории - до 14 метров.
После спешных мер по углублению акватории до 16 метров в Рижский порт могут заходить большегрузы-панамаксы. В противном случае миллионы тонн грузов ушли бы к конкурентам. Без углубления акватории РСП не мог бы достигнуть основной цели, намеченной в прошлом году, - двойного увеличения товарооборота до 50- 60 млн тонн в год.
Козни зеленых
...На горизонте появились очертания Русского острова. Айнарс Шлесерс не сдержался и разразился гневной тирадой в адрес лжезащитников природы, тормозящих развитие столичной гавани.
- Нам не разрешали углублять акваторию, не давали строить терминалы. Создается впечатление целенаправленных усилий по торможению развития, - отметил глава правления РСП.
В настоящее время столичному порту угрожает «зеленый фугас» под названием «Натура 2000». Он предполагает закрепить за Рижским заливом статус охраняемой зоны, таким образом судьба Рижского порта будет определяться в Брюсселе и конкурентами-соседями.
- Зеленые пытаются воплотить в жизнь результаты проведенных на евроденьги исследований. Логика понятная: не будет результатов - нет следующего финансирования. Но это тот случай, когда небольшой заработок кучки исследователей может обернуться невосполнимыми потерями для латвийской экономики, - поставил диагноз Айнарс Шлесерс.
Он подчеркнул, что не против привольной жизни растений, птичек и зверюшек в устье Двины. Для этого отведен нетронутый остров Любви. А вот другие территории должны использоваться для нужд порта.
Панамаксы, несущие миллионы
...У причала Крысиного острова (Журкусала) краны с двух барж догружали до 75 тыс.тонн пришедший под швейцарским флагом панамакс «Нион». Добытый в Кузбассе уголек проехал 4000 км по железной дороге. После загрузки он отправится в порт Роттердама, откуда его доставят к месту назначения - на теплоэлектростанции в старых странах ЕС.
Сопровождающий вице-мэра глава правления Рижского торгового порта Ралфс Клявиньш назвал привлечение для перевозки угля панамаксов большим успехом портовиков. Самые большие суда Балтики еще можно использовать для транспортировки железной руды, чугуна и сахара-сырца.
На сегодня технология загрузки выглядит следующим образом. На первой стадии пустой панамакс загружается до 60 тыс. тонн выше по течению в районе Экспортного порта. Затем его буксируют на глубокую воду ближе к устью, где у Крысиного острова происходит догрузка с барж под завязку.
- Технология не слишком удобна, но именно она обеспечит в этом году прибыль РСП в объеме 40 млн долларов. И позволит успешно конкурировать с ближайшими портами на Балтике. В дальнейшем предусмотрена единовременная загрузка с терминала ближе к устью, - пояснил Айнарс Шлесерс.
Получается, инвестиции РСП в углубление акватории и создание терминала на Крысином острове окупятся еще в этом году. Кроме того, контракт с панамаксами позволил создать 50 высококвалифицированных рабочих мест.
Порт переезжает
Айнарс Шлесерс рассказал журналистам, что проволочки с «зелеными согласованиями» ставят под вопрос ввод в действие нового контейнерного терминала и терминала российской компании Уралхим на Кундзиньсале. Договор с Уралхимом о строительстве терминала по перевалке минеральных удобрений в страны ЕС и Южную Америку подписали в 2009 году. Инвестиции в его строительство составят 35 млн евро. Что ставит под удар репутацию РСП как надежного партнера...
...Но тут перед пароходиком появился Русский остров (Криевусала). Сюда планируется перевести угольный терминал с территории в центре города.
- Собираемся как можно скорее привлечь еврофонды. По оптимистическому сценарию здесь все начнется в следующем году. Кроме того, от перемещения угольного терминала выиграют жители припортовых территорий рижского центра, страдающие от угольной пыли. И еще один плюс: освободившиеся территории Экспортного порта город сможет использовать для своих нужд, - пояснил вице-мэр.
И закончил на оптимистической ноте:
- Рижский порт - в начале своего развития. Если в Клайпеде уже использована вся портовая территория, та что причалы приходится строить в воде, то в Риге хватает пространства для развития. Побывавшие здесь россияне и китайцы оценили это как стратегическое преимущество. Поэтому обозначенная цель по удвоению грузооборота - еще очень скромная. У Риги есть все возможности стать центром логистики по перевалке грузов, идущих с Востока на Запад и наоборот.
Откуда взялись панамаксы
Панамакс (panamax), используется также название PanMax, - тип судов, как правило, контейнеровозов, обладающие максимальными размерами, позволяющими пройти через шлюзы Панамского канала. Длина судов подобного типа - от 225 до 235 метров при ширине 32- 33 метра и грузоподъемности от 65 до 82 тыс. тонн.
«Натура 2000» в Латвии
В европейскую сеть «Натура 2000» в Латвии включены 336 территорий: 4 природных заповедника, 3 национальных парка, 250 природных заказников, 38 природных парков, 9 охраняемых ландшафтных местностей, 9 природных памятников и 23 микрозаказника. Они занимают 11,9% площади Латвии. У этих территорий различные режимы защиты и использования - от минимальных ограничений в охраняемой местности и до полного запрета на хозяйственную деятельность в природных заповедниках.
Русский остров в цифрах
Территория: 56,3 га.
Глубина акватории: 15 метров.
Портовые и вспомогательные объекты: 4 многофункциональных причалы для насыпных грузов длиной 1180 метров плюс 250-метровый причал, соединяющий новостройку с существующим причалом; новые автодороги и железнодорожная ветка со станцией Болдерая-2.
Стоимость проекта: 152, 6 млн евро, из которых: 77, 2 млн - из Фонда выравнивания ЕС, 73, 3 млн - заимствование Управления РСП, 2,1 млн - средства, уже вложенные в проект.
Временной график: 2009- 2010 гг. - подготовка и согласование проектно-технической документации, конкурс по определению строительной компании; 2011- 2012 гг. - строительство; 2013 г. - переезд обслуживающих компаний из Экспортного порта; 2014 г. - начало работы нового терминала на Русском острове.