ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Четверг, 21.09.2017, 23:25
  Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 Главная » 2010 » Июль » 16 » Следующая станция — Больдераа...
Следующая станция — Больдераа...
10:38
Из истории городской железной дороги
Время от времени в Риге вспоминают о старой болдерайской железнодорожной ветке и рассуждают о том, как здорово было бы ее восстановить и вновь начать использовать для пассажирских перевозок.
     Не знаем, закончатся ли эти разговоры реальным делом, но если даже так произойдет, случится это нескоро. Тем интереснее нам показалось вспомнить об истории создания Риго-Болдерайской железной дороги.
    Проект возник еще в позапрошлом веке, когда и района Болдерая не было, зато было Больдераа.
    С любезного согласия авторов недавно вышедшей в свет энциклопедии «Железные дороги Латвии» знакомим наших читателей с болдерайским направлением.

Все придумал Робинсон
     Мысль о необходимости сооружения Риго-Болдерайской железной дороги высказал в 1869 году один из организаторов строительства и директоров Общества Риго-Динабургской железной дороги Генрих Робинсон.
    Причиной тому было мелководье Даугавы, из-за чего многие суда не могли попасть в Рижский порт, располагавшийся тогда в центре города — на набережной.
    Крупные суда разгружались в Болдерае, откуда товары на лодках доставляли в Ригу. Правительство немедленно одобрило идею и утвердило Общество Риго-Болдерайской железной дороги.
    Первые поезда начали ходить по новой железной дороге уже в 1872 году, после сдачи в эксплуатацию моста через Даугаву.
    Официально линия от Риги до станции Болдерая была открыта 1 января 1873 года, а до конечного пункта — Даугавгривы (Дамба-Гавани) — 11 декабря того же года.
    В 1873 году по ней фактически курсировали только пассажирские поезда, а новый мост использовали за плату и поезда Рижско-Митавской железной дороги, а также конные повозки и пешеходы. С 1877 года участком Рига — Засулаукс пользовались и юрмальские поезда — здесь была проложена вторая колея.
    После открытия в 1914 году нового железного моста старый железный мост был продан городу, однако еще в годы Первой мировой войны в отдельных случаях использовался для нужд железной дороги. После войны мост не использовали для железнодорожного сообщения, перестроив его для городского транспорта (1925-38 гг.) и назвав Земгальским. Отступая в 1944 году, немецкая армия взорвала оба железных моста. Движение поездов по восстановленному железному мосту открылось в 1950 году.
    Начальная длина Риго-Болдерайской железной дороги составляла 17,5 версты (18,7 км). После 1919 года ее конечной станцией стала Болдерая, а не Даугавгрива, поэтому официальная протяженность линии уменьшилась.
    В годы советской власти станцию Болдерая перенесли ближе к Риге, и сейчас протяженность линии равна 14 км. С 1959 года она используется только для грузовых перевозок.
    В 1926 году от 4-го км участка Засулаукс — Болдерая была проложена почти 3-километровая ветка на рижскую цементную фабрику К. Шмита. Хотя ее строили за счет предприятия, 2-километровый участок этой ветки с отдельной станцией Ильгюциемс был передан в ведение Главного управления железных дорог.
    От станции Ильгюциемс в годы советской власти были проложены ветки на завод сельскохозяйственного машиностроения, лакокрасочный завод, мебельный комбинат, предприятие «Латвияс стиклс» и другие предприятия.
    В 1959 году для обслуживания подъездных путей станций Ильгюциемс и Болдерая на базе транспортных цехов местных заводов была создана Ильгюциемская транспортно-погрузочная контора, позднее ставшая предприятием «Латвжелдортранс» (ныне — АО Dzelzceltransports).
    Интересно, что пассажирское сообщение на линии Рига — Болдерая обеспечивал своеобразный подвижной состав. В первые годы эксплуатации линию обслуживали английские танк-паровозы (паровозы без прицепного тендера), весьма редкие в царской России.
    В 1898 году между Ригой и Болдераей курсировал двухэтажный паровой самоходный вагон (паровозо-вагон).
    После Второй мировой войны здесь ходили легендарные танк-паровозы серии Тк Латвийских государственных железных дорог с одной ведущей колесной парой, а в последний сезон пассажирские поезда на Болдераю водили совсем новенькие австрийские тепловозы.
Станции и остановочные пункты
Рига-II
    Начальная станция Риго-Болдерайской железной дороги была устроена отдельно от станции Риго-Динабургской железной дороги — на нынешней улице 13 Января.
    Обе станции соединял рельсовый путь. Рельсы станции Риго-Болдерайской линии были проложены на более высоком уровне, как и въезд на мост через Даугаву.
    После передачи этой станции Обществу Риго-Динабургской железной дороги ее начали называть Рига-II. Перед Первой мировой войной в народе станцию называли Юрмальской или Тукумской, так как до 1914 года отсюда отправлялись поезда на Юрмалу.
    После постройки нового железнодорожного моста станция Рига-II была ликвидирована.

Засулаукс
    Станция Зассенгоф появилась при строительстве линии. Для пассажирских поездов она не была первой после Риги, так как они останавливались и на станции Торнякалнс (Торенсберг) Рижско-Митавской железной дороги.
    Особенно оживилась станция в 1877 году, после открытия линии Рига — Тукумс.
    Старое станционное здание быстро стало неподходящим, и в 1912 году здесь построили новый просторный вокзал. С вводом в эксплуатацию в 1954 году мотор-вагонного депо Засулаукс (теперь АО VRC Zasulauks) работа на станции стала еще интенсивнее.
Дзегужкалнс
    Уже с самого начала здесь на расстоянии примерно одной версты от станции Засулаукс останавливались пассажирские поезда. Остановку называли платформа Александергальт.
    В 1919 году указывалось, что здесь находится станция 4-го класса Дзегужкалнс, что подтверждает и карта 1920-х годов.
    Дальнейших сведений об этом остановочном пункте нет.

Нордеки
    Платформа Нордексгоф открыта на 8-й версте линии (в двух км от Засулаукса) при строительстве железной дороги. В 1929 году остановочный пункт Нордеки был переименован в Дзегужкалнс.
    Ликвидирован после закрытия пассажирского сообщения.

Лачупе
    В 1951 году на 4-м км участка Засулаукс — Болдерая был открыт пост 4-го км. Его появление связано с обслуживанием построенной еще в 1926 году Ильгюциемской ветки общего пользования.
    В 1970-е годы здесь находился разъезд 4-го км, а в 1980-е годы его называли станцией Лачупе.

Спилве
    В 1930 году пассажирские поезда получили указание делать остановку на 9/10-м км перегона Дзегужкалнс — Болдерая. Сначала это место называлось остановкой 10-го км, но скоро было переименовано в Спилве.

Болдерая
    Устроенная при строительстве линии станция была второй по величине после Риги.
    Уже в 1884 году здесь была проложена ветка к керосиновым складам, а также на лесопильный завод Шапиро, позднее использовавшаяся и мешочной фабрикой Гертвига. Затем появились и ветки на лесопилку Государственных железных дорог, к фанерному заводу, к заводам строительной керамики и силикатного кирпича, базе сжатого газа и др.
    В годы Второй мировой войны здание станции сгорело, и ее разместили в бывшем багажном хранилище. Около 1970 года станцию переместили на 1,7 км ближе к Риге, где построили новое здание.

Скансте
    Платформа Дюнамюнде (потом — Усть-Двинск) появилась при строительстве линии. В 1919 году она называлась Скансте. После Первой мировой войны пассажирские поезда не ходили дальше Болдераи.

Даугавгрива
    Станция Дамба-Гавань выстроена вместе с железной дорогой. В 1876 году проложили ветку на дамбу Рижского биржевого комитета (новое место перегрузки судов).
    В 1919 году станцию называли Даугавгрива, однако пассажирские поезда сюда больше не въезжали. Из напечатанной в 1929 году карты видно, что здесь находилась станция Остас дамбис.
    Известно, что в 1920-30-е годы и на дамбе Кометного форта располагались железнодорожные пути, переданные в распоряжение полка береговой артиллерии латвийской армии.
    В советское время тут также хозяйничала армия.
    Расположение подъездных путей на Даугавгриве сегодня (теперь они относятся к станции Болдерая) не сравнить с былыми годами, но снова все они служат нуждам порта.

ПС.
В 1898 году между Ригой и Болдераей курсировал двухэтажный паровой самоходный вагон (паровозо-вагон).После Второй мировой войны здесь ходили легендарные танк-паровозы серии Тк Латвийских государственных железных дорог с одной ведущей колесной парой, а в последний сезон пассажирские поезда на Болдераю водили совсем новенькие австрийские тепловозы.


    Благодарим предприятие Latvijas Dzelzceļš и лично Тома АЛТБЕРГА, сотрудника Музея истории Латвийской железной дороги и одного из авторов книги «Железные дороги Латвии», а также издательство Jumava за предоставленные материалы.

Подготовил Андрей КРУТОВ
14.07.2010 - № 28
http://www.subbota.com/2010/07/14/lu011.html





Просмотров: 890 | Добавил: LYARA | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
1  
Кому эта тема интересна-купите газету "Суббота" за эту неделю.Там эта статья на целый разворот и много разных фотографий.К сожалению на сайте,откуда взят материал,только то,что есть.

2  
Очнь интересненько!Вот востановили бы сообщение электричкой с нами!

3  
Очень интересно! Неплохо было бы восстановить старую железнодорожную ветку и нам покататься по ней! smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос
Довольны ли Вы жизнью в БолдеРае/Усть-Двинске?
Всего ответов: 203

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2017
Хостинг от uCoz