ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Среда, 22.05.2024, 00:39
  Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 Главная » 2010 » Февраль » 25 » Угольная атака (продолжение темы).
Угольная атака (продолжение темы).
09:52
Рижский порт продолжает посыпать жителей Болдераи, Усть–Двинска и домов вдоль улицы Экспорта черной пылью. Газета "Вести Сегодня" уже не раз рассказывала о бедах тех, кто живет близ столичного порта, с правого и левого берегов Даугавы: дороги, улочки, дома, заборы — все черное. Инспекторы–экологи не в состоянии решить проблему — заставить порт работать аккуратно и не посыпать районы углем. Так что же людям–то делать?!
Не дышать!
В столице реально только одна структура может настоять на том, чтобы Рижский порт работал с соблюдением всех экологических норм: Государственная инспекция по среде. Но в ней вашему корреспонденту сказали: контролировать работу в порту вправе лишь Рижское региональное управление среды. Оно может, например, штраф выписать и даже приостановить деятельность компаний, перегружающих уголь.

Но начальник отдела контроля управления среды Элмарс Ясинский лишь вздохнул: "Рижский порт — это очень большие деньги… Поэтому даже если мы фиксируем нарушения, то не в состоянии притормозить работу по перегрузке угля".

— Да, мы требовали, чтобы в порту в морозные дни, когда угольная пыль разлетается далеко, работали особенно аккуратно. Не раз говорили, чтобы ковши кранов опускали максимально низко к горам угля и медленно все перегружали, но… Не могу утверждать, насколько четко соблюдаются наши предписания, поскольку нет столько инспекторов, чтобы они постоянно дежурили в порту и следили за всем.

После сокращений в нашем управлении осталось лишь 12 инспекторов, следящих не только за ситуацией в Риге, но и в Юрмале, в Огре… Важно, чтобы в порту открыли станцию для контроля за качеством воздуха. Тогда мы автоматически будем узнавать обо всех случаях нарушения закона. Однако здесь мы настаивать не можем, ведь прерогатива столичных властей — требовать, чтобы порт разместил дорогую станцию, — сетовал Элмарс Ясинский.

В свою очередь, руководитель департамента среды Рижской думы Аскольдс Клявиньш хочет, чтобы порт за собственные деньги открыл станцию, поскольку в столичном бюджете денег нет. Сейчас, по словам Клявиньша, все делается непрофессионально: кто–то что–то видит, а инспектора в это время в порту нет, и он нарушения не фиксирует. Хотя собеседник и уверен: в порту при перегрузке угля явно и не раз нарушали технологический процесс.

А уголек–то "золотой"…

С "Вести Сегодня" созвонился наш постоянный читатель, сотрудник Рижского свободного порта Евгений (по понятным причинам фамилию называть не решился) и рассказал следующее:

— А вы вообще знаете, СКОЛЬКО угля перегружают в порту? Цифры впечатляют. Российский экспорт угля морем в 2009 году был около 92 миллионов тонн, из которых 48,2 миллиона пошло в северо–западном направлении — на Балтику и в Мурманск. А непосредственно в Рижском порту, по разным оценкам, в прошлом году перевалили 14–15 миллионов тонн (вообще в латвийских портах — около 20 миллионов тонн). В основном перегружали уголь на Рижском центральном терминале (РЦТ) и на "Стрек", меньше — на "Лакон". Последний, к слову, расположен в самой Болдерае, на улице Флотес, 5: открыто лежат горы угля, а за забором — жилые дома…

Представляете себе, КАКИЕ это объемы грузов?! 20 миллионов тонн — такая цифра держится последние несколько лет. Да, импорт превалирует над экспортом, но ведь и транзит, можно сказать, скрытый экспорт. И, по грубым оценкам, Латвия получает по 10 евро за каждую тонну угля. Итого в год получается 200 миллионов евро.

Потом деньги делятся и распределяются примерно так: для Латвийской железной дороги, для грузовых портовых терминалов, которые непосредственно переваливают уголь, и наконец собственно для Рижского свободного порта. Для последнего это портовые сборы с каждого заходящего судна: около 1 евро за тонну груза. Грузит судно 5000 тонн угля, значит, 5000 евро получает порт. На что расходуются деньги? Например, на регулярные работы, обеспечение лоцманской службы и поддержку ледокола "Варма", на углубление фарватера, но, понятно, и не только на это…

Запретить дуть ветру

Так кто же виноват в том, что районы по обе стороны Даугавы покрыты угольной пылью? По словам Евгения, виновных найти несложно. Например, черный снег выпал вдоль дороги из центра Риги в Болдераю, около аэродрома Спилве — почти напротив РЦТ и "Стрек".

— РЦТ, чтобы уменьшить расходы на транспортировку, грузит максимально большие суда — 70–тысячники. Вначале их по максимуму загружают на своих причалах, а потом досыпают уголь (около 10 000 тонн) кранами на баржах на Крысином острове. В конце января в порту гигантские суда вообще шли одно за другим: "Неон", "Кайя", "Сормовский–42" (последние грузили уголь на терминале "Лакон") и так далее.

Более крупный уголь, размером 50–200 миллиметров, из России в Латвию поставляется для частного использования, например в Латгалии, где им отапливают здания (поскольку далеко не везде есть газ). Но в основном весь уголь, который перегружают в латвийских портах, "энергетический", куски меньшего размера — до 50 миллиметров: из них "делают" электроэнергию и пар — сжигают на ТЭЦ…

Иногда уголь дробят в порту уже при выгрузке до нужного размера (для удобства транспортировки конвейерами), но эта пыль до Болдераи явно не долетает. Зато, обратите внимание, "Лакон" — четко в Болдерае. Уголь на терминал перегоняют и в вагонах, причем через узкий мостик по одноколейной железной дороге. По идее, давно нужно было придумать что–то другое…

Да, в последнее время разные "специалисты" обвиняют порт в том, что уголь зимой при перегрузке не поливали водой, поэтому в воздух поднималась черная пыль. Глупости! В мороз уголь вообще никто не поливает, поскольку потом его не отколоть — все покроется ледяной коркой! Уголь водой поливают только в теплое время года. Не спорю, и эта технология не самая передовая. Куда как лучше поливать уголь (при длительном хранении) целлюлозной пеной, однако это дорого…

Накрыть порт куполом?

— Почему районы по обоим берегам реки регулярно покрывает черная пыль — проблема комплексная, — уверен собеседник. — Но в то же время прекратить переваливать уголь в порту нельзя. Ну запретят это делать — и дальше что? Ладно, оставшийся лес весь спилят. А потом? Рынок недвижимости рухнул… Может, дайны экспортировать за границу и надеяться на миллионные прибыли?

Вообще–то порт занимается перевалкой угля не от жизни хорошей. Допустим, Россия не дает сюда везти металлы и какие–нибудь другие дорогие грузы. Система выстроена так, что наиболее выгодные и "экологически чистые" грузы идут в российские порты, а то, с чем они не могут (и не хотят!) справиться, отдают Прибалтике. И у нас нет другого выбора, не можем повлиять на этот процесс, изменить его… Такими вещами должны заниматься политики — в высших эшелонах власти и бизнеса.

В последнее время многие рассуждают: мол, в порту нужны закрытые терминалы, как в Вентспилсе. Однако во всем мире специализированные закрытые терминалы можно пересчитать по пальцам двух рук. Даже в гигантских портах Амстердама и Роттердама уголь хранится и перегружается открыто…

Да, Вентспилс построил специализированный закрытый терминал. Но лучше ли это? Сказать сложно. Когда порт открытый, он не привязан к конкретным грузам и может работать с любым числом клиентов… А когда специализированный закрытый терминал, порт привязан к конкретным грузам и ограниченному числу поставщиков. Но представьте себе: вдруг перестали гонять такие объемы угля, чтобы выгодно было поддерживать порт и терминалы? Вдруг Россия с Латвией в очередной раз поссорится? И жизнь в порту остановится. А ведь политика по части перевозки разных грузов в мире постоянно меняется: сегодня одно переваливают, завтра другое, — подытожил собеседник.

Ваш автор попытался было получить комментарий у руководства Рижского свободного порта, а заодно на терминале "Лакон". Увы, руководство последнего не посчитало нужным общаться с прессой, а в порту заявили: пусть жители потерпят, когда морозы закончатся, — тогда и пылить не будет. Так–то!

"Вести Сегодня" будет следить за ситуацией. Кстати, если руководство "Лакон" и Рижского свободного порта все же решат пообщаться с "Вести Сегодня", то мы охотно предоставим слово…

"Вести Сегодня" № 38.
24 февраля 2010 («Вести Сегодня» № 39)
Автор: Игорь Мейден
http://www.ves.lv/article/113949

Просмотров: 728 | Добавил: LYARA | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 ljolik  
0
мде...ну что-ж, без комментов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа

Календарь новостей
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz