ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Понедельник, 29.04.2024, 20:53
  Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 Главная » 2010 » Июнь » 16 » Забытые ветераны
Забытые ветераны
13:45
Блокадница и фронтовичка Раиса Новицкая уже 15 лет скитается по подъездам, баракам и чужим квартирам
В канун 9 мая в рижском Доме Москвы Раисе Вавиловне Новицкой торжественно вручали юбилейную медаль в честь 65–летия Великой Победы. Она со слезами на глазах принимала этот заслуженный знак уважения. Когда целых 15 лет у тебя нет ни кола ни двора, медаль от России способна ненадолго скрасить крайнюю степень отчаяния…

Во всех международных документах право на крышу над головой является одним из фундаментальных прав человека. Но латвийская власть отняла это право у пожилой женщины — блокадницы, участницы Великой Отечественной войны.

Раиса Новицкая с дочерью и двумя внуками–школьниками стали бездомными на пятом году латвийской независимости, много лет скитались по болдерайским баракам и подъездам. И по сей день фронтовичка без своего угла. Она вынуждена на свою скромную пенсию снимать жилье. Ни одной латвийской партии, ни одной общественной и благотворительной организации эта семья оказалась не нужна.

"Оккупантка, вон из Латвии!"

…Они жили в ведомственном доме Гидрометприбора, муж Раисы Вавиловны много лет работал там инженером–рационализатором и получил квартиру от предприятия, отработав за нее 400 внеурочных часов. Как раз незадолго до их выселения главы семьи не стало — он долго болел и два года на руках у жены мучительно умирал. После закрытия Гидрометприбора осталась не у дел и дочь Новицких Светлана, которая служила на предприятии вместе с отцом — испытателем приборов на вредном участке с ртутными испарениями. Сыновья Светланы тогда еще ходили в школу — одному было 10, другому 16 лет. При новой власти семья очень нуждалась и, конечно, задолжала за квартиру.

Однажды суд постановил выселить их без предоставления другого жилья. Новицких в зал суда даже не позвали, они так и просидели в коридоре, пока рассматривали их дело. А потом судья вышел к ним и, выпучив глаза, закричал: „Езжайте домой, в Россию! Вы тут никто, вы тут оккупанты!" Из дома их выбросили в марте 96–го. Кому понадобилась квартира в ведомственном — отнюдь не денационализированном — доме, одному Богу известно. Говорят, рижское коммунальное начальство было в сговоре с бандитами.

— Выселение происходило на моих глазах, — рассказывает Марианна Младенова, давний друг семьи Новицких. — Мы позвали журналистов из газет и с телевидения. Отстояв полдня, к вечеру пресса устала ждать и разъехалась по домам. Тут же появились муниципалы, зачем–то с автоматами — начали высаживать дверь в квартире Раисы Вавиловны. Света открыла окно и стала кричать на улицу: „Люди, помогите!" Крик, суета… Оконная рама треснула, стекло упало на руку Светланы — хлынула кровь. Вызвать "скорую" долго не разрешали. Тут уже рассвирепела я, буквально набросилась на полицейских. Завязалась драка. Меня избили.

Присутствовавшего на выселении правозащитника Владимира Богданова ударили прикладом по голове и спустили с лестницы. Но врачи все же прорвались к нам и смогли оказать Светлане первую помощь. Тем временем Раису Вавиловну взяли на прицел, схватили за руки за ноги, скрутили и засунули в машину. Слава богу, детей незадолго до этого события забрала соседка. Потом стали выбрасывать вещи — прямо на улицу. Тогда они потеряли все самое важное в их жизни — документы, семейные альбомы и дорогие сердцу безделушки: денег и драгоценностей у них давно уже не было.

С вещами на выход

— Тогда у меня пропали все медали и ордена, — говорит Раиса Вавиловна. — Мой муж во время войны служил на флоте, был награжден редкой медалью Ушакова, и у меня были свои награды — в общей сложности у нас их было 14, они крепились к специальной подушечке. Во время „принудительного переезда" все это исчезло. Особых ценностей мы так и не нажили: немного хрусталя, книги, шведская косметика — дочка пыталась подвизаться распространителем. Вот все наше богатство.

Нас выселили из благоустроенной двухкомнатной квартиры на улице Гривас в деревянный барак Усть–Двинска. Привезли ночью и выгрузили вместе с вещами. В бараке не было ни света, ни тепла, ни туалета — просто дыра в полу и все. Повсюду были кучи дерьма, эти помещения давно облюбовали местные бомжи. Мы попытались лечь спать — по нашим телам тут же начали бегать крысы. Мы жили вместе с крысами. Выдержать это было невозможно.

Потом семью на время приютил в своем офисе правозащитник Владимир Богданов, дальше были болдерайские подъезды и дворы, но как–то раз показалось — судьба им улыбается…

Раиса Вавиловна рассказывает, что им представилась возможность вселиться в никому ненужное нежилое помещение без удобств на Звиню, 3 — 14. Но в декабре 2000–го решением суда их выселили и оттуда. За неуплату. Сотрудница „Курземес нами" И. Чударе очень хотела, чтобы ей заплатили за использование помещения, которое стояло бесхозным много лет. Но денег Новицким взять было неоткуда. Чударе пришлось подавать в суд, который она как представитель национально–хуторской буржуазии, естественно, выиграла. А Новицкие снова оказались на улице.

Блокада ХХI

— Мне было 16 лет, когда Ленинград оказался в кольце блокады, — вспоминает Раиса Вавиловна. — Мы сутками стояли за хлебом. Однажды, отстояв целый день, вернулась домой, а братик мой мертв — хлебушка не дождался. Отец погиб в обороне за Ленинград. Я, пока училась на 6–месячных курсах санитарок, всякого повидала. Видела, как годовалый малыш сосал грудь своей уже мертвой матери. Зимой мы собирали по городу детские трупики и везли на санках на правый берег Невы: там была вырыта канава — туда их и сбрасывали. Нам на 10 дней выдавали 200 граммов крупы. А однажды я отравилась резиновым клеем: с голоду смешивала его с опилками, варила и ела — чудом спасли. Потом — фронт. Великие Луки — мясорубка была не приведи Господи. Случалось, в окопах сидели по двое суток. Однажды рядом снаряд разорвался — меня мертвецами накрыло, так и спаслась. А три медсестры, мои подружки, там и погибли. Потом меня перевели в 308–й Латвийский полк, мы Латвию освобождали…

— За это теперь вас оккупанткой называют. Не жалеете, что освобождали? — спрашиваю у Раисы Вавиловны.

— Не жалею. Тогда ведь народ нам, освободителям, в ножки кланялся. Может, пожалели за это время о своем унижении. А может, народ и ни при чем вовсе — от его имени заморские латыши–беглецы говорят. Трудно сказать. То, что русские здесь не ко двору, понятно уже давно. Но получается, что их „блокада" еще более противоестественна, чем гитлеровская. Ведь в глубине латыши понимают, что случилось бы с ними без советских освободителей — они просто были бы немцами.

Вот вам, бабушка, и Юрьев день!

Сегодня Раиса Вавиловна снимает 2–комнатную квартиру там же, в Болдерае, ставшей за столько лет уже родной. 150 латов с них берет хозяин, 100 — „коммуналка". До сих пор эти расходы покрывал Виталий — старший внук Раисы Новицкой. А жила семья на пенсию бабушки: дочь Светлана, помыкавшись посудомойкой, сейчас стоит на бирже труда. Недавно зарплату внука сократили вдвое. Помогать семье в прежнем объеме он уже не может. Это значит, что совсем скоро фронтовичка Новицкая и ее семья снова окажутся на улице.

Много раз Раиса Вавиловна и ее друзья обращались за помощью в разные инстанции — как латвийские, так и российские. В сентябре 2009–го они написали заявление с просьбой о помощи в Центр борьбы с бюрократией Рижской думы. Оттуда пришел совершенно потрясающий ответ. Центр советует бездомной фронтовичке и блокаднице „обратиться в службу социального обеспечения по территориальной принадлежности и подать заявление о декларировании места жителсьва", „после получения вашего заявления социальный работник обследует место вашего проживания, чтобы установить, действительно ли вы проживаете в неудовлетворительных условиях и не можете декларировать место жительства в арендуемом помещении", „по результатам обследования социальный работник выдаст вам справку, разрешающую вам декларировать место жительства в рижском приюте, обслуживающем женщин", „в социальной службе самоуправления вам разъяснят, какие документы необходимо предъявить и какие процедуры пройти, чтобы встать на очередь на социальное жилье".

Борьба с борьбой против борьбы не может не восхищать! Остается надеяться, что хоть кто–нибудь из претендентов на власть–2010 подумает о судьбе Новицкой как о своей собственной. Иначе все предвыборные лозунги–обещания и яйца выеденного не стоят. Москва, конечно, снова вспомнит о фронтовичке через 5 лет — наградит медалью в честь очередного юбилея Победы. Да вот старушка может уже не дожить…

На фото: Первый секретарь посольства РФ в Латвии Анатолий Николаевич Васильев вручает Юбилейную медаль Победы Раисе Новицкой.

"Вести Сегодня", № 108.
16 июня 2010 («Вести Сегодня» № 108)
Автор: Элина Чуянова
http://www.ves.lv/article/128166

Просмотров: 756 | Добавил: LYARA | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа

Календарь новостей
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz