ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Воскресенье, 05.05.2024, 18:44
  Каталог статей Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 
Главная » Статьи » Другие статьи

Латвийский след на карте мира
Эта фамилия дважды встречается на карте, и носили ее два выпускника одной и той же Мангальской морской школы. Оба они были капитанами ледоколов. Но мыс и залив в Баренцевом море названы в честь одного из них.

Как паренек из Болдераи стал соседом Георга и Франца-Иосифа
Два капитана

Легздиньш-старший и Легздиньш-младший: Оба родом из Болдераи. 12-летняя разница в возрасте определила их разные судьбы. Петерис Легздиньш всю жизнь работал на латвийских судах. Екабс Легздиньш, во время 1-й мировой войны призванный на службу в российский флот, оказался за пределами Латвии и стал свидетелем и участником многих событий, изменивших мир. Однако познакомимся с капитанами Легздиньшами поближе.

Петерис Легздиньш родился в 1881 году в Болдерае. В 1908 году он окончил Мангальскую морскую школу и впоследствии водил парусники Alfred, Jonathan, Milda. В 1924 году он стал капитаном портового ледокола Zibens. Это назначение оказалось для него роковым. В ноябре 1925 года капитан дальнего плавания П. Легздиньш погиб в Рижском порту со всем экипажем, когда ледокол перевернулся и пошел ко дну, врезавшись в британский пароход.
Карьера Легздиньша-младшего в это время шла полным ходом и постоянно набирала скорость. Его ждали большие приключения, заслуженный авторитет и международная известность.

Превращение «Святогора»

Екабс Легздиньш родился 25 сентября 1893 года в пригороде Риги Болдерае в семье рыбака. Уже в ранней юности Екабс становится матросом на торговых судах. Летом он ходит в море, зимой - в Мангальскую мореходку. Ему не успели вручить официальный диплом капитана дальнего плавания: в 1914 году он был призван в российский военный флот.

В Списке офицерских чинов русского императорского флота времен царствования Николая II (составитель В. Ю. Грибовский) есть такая запись: «Легздин Яков Петрович. Родился 12 сентября 1893 г. В службе (1914). Прапорщик по мор. части 15 июня 1915 г.». Так Екабс Бертолдс Легздиньш превратился в Якова Петровича Легздина. Под этим именем он впоследствии стал одним из самых авторитетных советских полярных капитанов первой половины XX века.

Сразу после октябрьских событий 1917 года Е.Легздиньш становится командиром сторожевого корабля на Ладожском озере. А еще через несколько месяцев в Архангельск приходит построенный по российскому заказу в Англии ледокол «Святогор». При водоизмещении, превышавшем 10 тысяч тонн, этот корабль был и долгие годы оставался самым большим и мощным ледоколом в мире.
Новая власть в России обошлась со «Святогором» по соображениям текущего момента. Чтобы преградить путь в Архангельский порт бывшим союзникам - британским войскам, - команда затопила корабль в устье Северной Двины. Англичане все-таки вошли в город. Их месть была суровой: были расстреляны семеро моряков и капитан «Святогора» Н. Дрейерс - представитель ливской народности из Дундаги. Но «Святогор» ожидало второе рождение. Англичане подняли ледокол, и до 1921 года он плавал под британским флагом. В 1921-м он был выкуплен советскими властями за 20 тысяч фунтов стерлингов и, получив в 1927 году имя «Красин», стал флагманом Северного ледокольного флота. С этим судном впоследствии будут связаны самые значительные события в жизни Е. Легздиньша.

Капитан «Красина»

Военная служба завершилась. После демобилизации Е. Легздиньш работал в Ленинградском порту старшим помощником капитана ледокола «Трувор». В 1928 году он стал четвертым штурманом «сборной команды» ледокола «Красин», отправившегося на поиски пропавшего в северных льдах дирижабля «Италия» и уцелевших людей генерала Нобиле. Так началась долгая и блестящая служба Легздиньша в Арктике. В следующем году на том «Красине» он участвует в 9-й Карской экспедиции. А в 1930-м его имя в первый раз появилось на карте. Большой залив у северо-западного побережья архипелага Новая Земля в Баренцевом море стал называться заливом Легздина.

После успешного завершения миссии «Красина» Е. Легздиньш, как и другие члены команды, был направлен за границу. В Берлине, Лондоне и Париже он выступал с докладами о спасении группы Нобиле, в котором принимал самое непосредственное участие. Хорошо продуманная информационная кампания позволила поднять авторитет Советской России.

Для самого же Легздиньша зарубежная поездка стала хорошим промежуточным стартом в профессиональной карьере. Кстати, он не забывал о своей исторической родине и в 1932 году на пути из Западной Европы в СССР нашел возможность приехать в Латвию и побывать в своей родной Болдерае. Поступок довольно рискованный, хотя время «большого террора» еще не наступило. Легздиньшу крупно повезло: его не объявили «буржуазным шпионом», а, наоборот, вскоре после возвращения оказали еще большее доверие, назначив капитаном ледокола «Красин».

Первопроходец

В 1932-1933 годах под командой Легздиньша ледокол не раз проводил караваны через ледовые поля Арктики. В каждом плавании выполнялись важнейшие гидрографические и картографические работы. Рейс, совершенный в феврале - апреле 1933 года, стал историческим.

В марте ледокол дошел до берегов архипелага Новая Земля, отделяющего Баренцево море от Карского. Это был вынужденный поход: на архипелаг вовремя не доставили продовольствие для промысловиков-охотников, и несколько десятков семей, русских и ненцев, были бы обречены на голодную зимовку. Но «Красин» снова выручил людей из беды. Он сумел пробиться сквозь льды к западному побережью Новой Земли и привезти голодающим продукты. Ничего подобного не было раньше в истории Арктики. Никогда в таких широтах зимой не плавал ни один корабль. За первый в истории высокоширотный зимний рейс капитан Я. Легздин (отныне назовем его так, поскольку под этим именем пришла к нему его слава) одним из первых среди моряков торгового флота получил высшую правительственную награду СССР - орден Ленина. Такой же награды был удостоен и начальник экспедиции М. И. Шевелев.

Навигация 1933 года для «Красина» и его капитана оказалась рекордно длинной, так как уже в начале лета ледокол стал лидером первой Ленской экспедиции, в результате которой большая группа судов доставила грузы для Якутии из Архангельска в порт Тикси.

Дела военных дней

Великую Отечественную войну Я. Легздин встретил в должности капитана ледокола «С. Макаров». Это был боевой корабль: летом 1941 года на Балтике создали отряд вооруженных ледоколов. С наступлением зимы отряд стал принимать активное участие в военных операциях. Ледоколы обеспечивали плавание боевых и вспомогательных судов во льдах между Ленинградом, Кронштадтом и островами Финского залива. «С. Макаров» входил в состав этого отряда. Болезнь Легздина заставила его оставить корабль и, возможно, спасла ему жизнь. В ноябре 1941 года ледокол пропал без вести со всем экипажем под Севастополем. А Легздин ждал нового назначения. И получил направление, но не на театр военных действий, а туда, где требовался весь его огромный опыт ледовых плаваний.
В 1942 году Я. Легздина командировали в бухту Провидения, где он стал групповым капитаном Восточного сектора Арктики - то есть руководил навигацией судов, водил флотилии ледоколов в обширном районе Северного Ледовитого океана. В 1943-1945 годах Я. Легздин - капитан ледокола «Якутия», а затем гидрографического судна «Папанин». В этот период под командованием и при участии Я. Легздина были проведены большие транспортные операции и значительные объемы работ по промеру водных путей. Этот большой труд был отмечен очередной правительственной наградой - орденом «Знак почета».

Наследие и память

После войны Я. Легздин не был «активным мореходом». Он по-прежнему работал на Севере, но теперь заботился о том, чтобы в море успешно ходили уже другие мореплаватели. Его служба на острове Диксон в должности капитана-девиатора была посвящена делу, чрезвычайно важному для навигации, - устранению погрешностей навигационных приборов. Обслуживая суда, он находил время учить молодежь и передавал свои знания новым поколениям моряков Северного флота.

К своей работе Я. Легздин относился с величайшей ответственностью. Ему ли было не знать, во что может обойтись малейшее отклонение магнитной стрелки! Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях известный гидрограф С. Попов:

«Навигационная камера была организована еще в военные годы известным ледовым капитаном Яковом Петровичем Легздиным - одним из первых среди торговых моряков кавалеров ордена Ленина, награжденным вместе с М. И. Шевелевым за зимний поход на ледоколе «Красин» к северной оконечности Новой Земли, опытный и аккуратный Легздин содержал свое хозяйство в образцовом порядке, сам обслуживал магнитные компасы на заходивших в Тикси судах.

Последние годы жизни Я. Легздин - он же Екабс Легздиньш - провел в Ленинграде. Там он и умер в 1954 году. А в 1956-м его именем был назван мыс на западном берегу острова Земля Георга, входящего в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Капитан Е. Легздиньш получил множество советских правительственных наград. Но среди моряков - воспитанников и наследников традиций латвийской морской школы он занимает особое место в первую очередь потому, что его имя дважды встречается на географической карте. Исследователями отмечалось, что «подобной чести не удостаивался ни один из латвийских мореходов» (A. Pope. Legzdina licis. «Cina», 10.01.1988).

http://www.chas-daily.com/win/2009/11/20/g_001.html?r=32

Категория: Другие статьи | Добавил: LYARA (08.12.2009)
Просмотров: 848 | Рейтинг: 4.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Статьи об Усть-Двинске [27]
Статьи о Болдерае [49]
Другие статьи [35]
Творчесто болдерайцев [71]
"Криминальный Болдерай" [26]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz