ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Среда, 01.05.2024, 09:22
  Каталог статей Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 
Главная » Статьи » Статьи о Болдерае

На химической волне
Сбор и утилизация особо опасных отходов — бизнес, за который рвут зубами.
Скандалы, связанные с разливом нефтепродуктов в море и реках, локальными загрязнениями около бензозаправок, автосервисов и на железнодорожных узлах, которые пропитаны мазутом и химикатами, гремят один громче другого. А в Министерстве среды лишь разводят руками: утилизация особо опасных отходов — дело крайне сложное и дорогое, поэтому идут на него неохотно и немногие. Корреспондент "Вести Сегодня" выяснил — кто, а также как происходит уничтожение нефтеотходов.
Отопление на отраве

В море и устье Даугавы собирает нефтеотходы реально лишь одна компания Eko osta, связанная с Рижским свободным портом, который к делянке допускает по понятной причине не всех. Попробуй пробиться в систему порта! В свою очередь, организаций, занимающихся на земле сбором и утилизацией нефтеотходов, и вовсе почти не осталось. Чуть ли не одна–единственная — Corvus Company, базирующаяся в Болдерае. Но почему ТАК мало? В том числе и потому, что связываться с особо опасными отходами — дело неблагодарное, да и беспредела хватает.

— С нами заключают договоры автосервисы и разные предприятия, где есть нефтеотходы, которые так просто сливать в обычную канализацию и сжигать строжайше запрещено, — рассказывает директор Corvus Company Дан Дедович. — Приезжаем на место, проводим внутреннюю инспекцию, рассказываем, как надо правильно хранить отходы, пока их не накопится достаточно, чтобы все откачала наша вакуумная машина. Но в последнее время сократился объем отходов, которые сдают предприятия. Думаете, отработанных нефтепродуктов, масел стало меньше? Как же!

Сейчас в Латвии крутой рынок нелегальной продажи особо опасных отходов, в чем каждый может убедиться даже на просторах Интернета, например на популярном сайте www.ss.lv. Некоторые фирмочки покупают у одних предприятий определенный объем отходов, скажем, латов за 30, а потом продают другим за 50: чтобы сжигать это в печах — отапливаться. Но ведь это в обход всех экологических норм! Сжигать отработанные масла крайне опасно для природы и, разумеется, для человека, поскольку выделяются диоксины и канцерогены.

О проблеме я не раз говорил и в Министерстве среды, и в Региональном управлении среды… О какой экологии может идти речь, если некоторые фирмы открыто торгуют печами для небольших предприятий — чтобы сжигать отходы, например отработанное масло! И зачем кому–то сдавать отходы, если их на месте можно использовать, а какой от этого вред нам всем — дело десятое…

Приезжаю я, например, в автосервис, говорю, что готов забирать отходы, а мне в ответ: сколько заплатишь? То есть? Братцы, это вы по закону должны платить за вывоз, а не я за то, чтобы у вас все забрать! Каждый второй автосервис сегодня торгует тем же отработанным маслом налево без каких–либо документов, а в разных государственных природоохранных организациях на это глаза закрывают и ничего толком не проверяют… Я спрашивал у "черных сжигателей": "Не все равно, что у вас внук родится с одним ухом или тремя глазами? Все самые вредные вещества улетают в воздух из дымоходов ваших печек!" А мне в ответ: "Сейчас кризис, за утилизацию платить не можем. Нам деньги дороже. А внуки… Когда это еще будет…"

Латвия, химией пропитанная

Дан Дедович показал вашему автору систему, как правильно заниматься переработкой и утилизацией нефтепродуктов, разделяющихся по типу опасности, температуре возгорания и многому другому.

В автосервисе или на химпредприятии специалисты определяют, разделены отходы нефтепродуктов или смешаны. Некоторые клиенты сами сортируют уже на месте отходы — как и положено, а другие банально все сливают в один котел. Когда отходы привозят в Болдераю, на производственно–регенерационный комплекс, их разделяют по фракционному составу и разливают по разным емкостям, чтобы потом отправить на дальнейшую переработку в Германию или Польшу — на заводы, с которыми Corvus Company давно сотрудничает.

— В 2004 году мы приобрели специальный транспорт для сбора нефтеотходов — согласно требованиям ADR (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов). Хотя некоторые наши коллеги перевозят их в обычных машинах, предназначенных для… воды. И о последнем я рассказывал в разных госорганизациях, контролирующих соблюдение экологических законов. Перевозить нефтепродукты в таких же цистернах, что и воду, крайне опасно. Не дай бог, авария на дороге или протечет что–то из машины! Но наши государственные экологи опять лишь руками разводят, — замечает Дан Дедович.

На производственно–регенерационном комплексе нефтеотходы перекачивают в спецхранилища (построены с учетом даже возможных 9–балльных землетрясений!) — от 400 до 2000 кубических метров. Затем через мощные фильтры, сепараторы и трикантеры отходы отделяют от воды, механических примесей и прочего. Потом это перерабатывают уже в Германии или Польше и там получают вторичный материал — так называемые "базовые масла". В них добавляют разные компоненты и производят либо дизтопливо, либо автомобильные и индустриальные масла, а также продукцию для химической промышленности. Иными словами, происходит полный цикл восстановления продукта для его вторичного использования.

— Сейчас мы готовимся запустить еще и цех ректификации нефтеотходов для разделения их на легкие и тяжелые фракции, — показывает Дан Дедович. — Например, из нефтепродукта можно отделить бензин, дизтопливо, мазут. Это очень удобно и для дальнейшей переработки, и для утилизации.

Хотя мы собираем и то, что вообще не подлежит вторичной переработке, допустим, нефтяные шламы: их можно только сжигать в сверхвысокотемпературных печах. Это сложные физико–химические смеси, состоящие из нефтепродуктов, механических примесей (глины, окислов металлов, парафина, песка) и воды: густая масса оседает в емкостях на предприятиях — наросты, донные остатки и прочее. Очищать от этого емкости необходимо, иначе предприятию не продлят на них сертификат…

Готовы даже очищать море и реки от разлива нефтепродуктов, поскольку есть оборудование, но… Попробуй туда попасть! Компания Eko Osta, понятно, не заинтересована в конкурентах, а с Рижским свободным портом договориться под силу далеко не каждому по понятной причине: в этом бизнесе гигантские деньги! Например, в порту есть специальное судно для сбора нефтепродуктов с воды, но его сдают в аренду лишь Eko Osta. Конечно, мы можем приобрести спецсудно в кредит, но с гарантией, что дадут на нем работать. А гарантий, разумеется, нет.

Цена покрышки

Другая актуальная проблема — сбор и утилизация покрышек, которыми завалена наша страна: их горы чуть ли не под каждым кустом, в лесах и на пустырях в окрестностях Риги и других городов.

— Да, мы собираем покрышки, но… И на этом "рынке" полный бардак! В свое время тонны покрышек утилизировали на заводе Broceni (ныне Cemex). С 2004 по 2007 год поставляли туда покрышки и другие отходы, которые на заводе сжигали в огромных печах при температуре более 1700 градусов — когда уничтожается вся дрянь и в воздух не попадают диоксины. Мы были основным поставщиком покрышек, нефтеотходов, но с недавних пор завод фактически отказался от сотрудничества с любыми местными предприятиями. Почему? Несложно догадаться!

В начале этого года вдруг появился законопроект по обслуживанию отходов, который вскоре вступит в силу: он облегчает ввоз опасных и вредных отходов в нашу страну на утилизацию, что ранее было запрещено. Думаю, законопроект подготовили непосредственно для… Cemex. Завод сотрудничает с одним шведским мегапредприятием, которое собирает покрышки у себя в стране и отправляет их в Латвию! Иными словами, за латвийские деньги помогаем шведам очистить их страну, а о своей и не думаем…

Есть и другие примеры. В Рижском порту одна компания получила разрешение на низкотемпературный пиролиз — химический процесс, при котором можно "разложить" покрышку на составляющие, в том числе на исключительно вонючую жидкость, вспыхивающую в случае чего быстрее мазута. Но куда потом ее увозят? Вам никто не ответит. Тайна!

Другое предприятие получило сертификат на переработку покрышек: прессует их в блоки и стягивает проволокой. Потом эти блоки можно закапывать в землю при строительстве дорог — чтобы не "плавали". Но я не видел в Латвии таких "дорог на покрышках". Может, вы видели? Нет таких! Так куда пропадают переработанные покрышки? Неужели гигантские объемы банально списывают и отмывают деньги?

Так что, с одной стороны, Латвия — вся из себя "зеленая страна" для отчетности перед хозяевами из Евросоюза, а реально — территория, опасная для жизни.

"Вести Сегодня +", № 7.

Категория: Статьи о Болдерае | Добавил: LYARA (19.02.2010)
Просмотров: 1435 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Статьи об Усть-Двинске [27]
Статьи о Болдерае [49]
Другие статьи [35]
Творчесто болдерайцев [71]
"Криминальный Болдерай" [26]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz