ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Среда, 01.05.2024, 02:52
  Каталог статей Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 
Главная » Статьи » Статьи о Болдерае

Один день в окрестностях Риги. Анна Зариня.
Отрывок из книги
Viena diena Rigas apkartne
A. Zагinа
Riga "Avots" 1988
Перевод с латышского языка Л. Гуревича
Художественное оформление И. Калниньша
Рецензенты: А. Пасторс, Ю. Уртанс, А. Плаудис
При составлении схем маршрутов использованы карты: "Латвийская ССР", ГУГК при СМ СССР, 1986; "Окрестности Риги и Юрмалы", ГУГК при СМ СССР, 1986"


Проезд в Болдераю или на о. Даугавгривас (Буллюсала) из центра Риги автобусами № 3 или № 20. Приблизительно часовая поездка знакомит со своеобразной частью Ленинградского района г. Риги. [Через весь остров проезжает автобус № 36, отправляющийся из микрорайона Иманта-5 (с ул. Я. Рудзутака, 38).]

Проехав по набережной Комьяунатнес крастмала. Октябрьскому мосту, бульвару Маяковского, автобус выезжает на ул. Даугавгривас. Справа остаются Дом печати и вантовый мост им. М. Горького, завод "Ригасельмаш", Рижский лакокрасочный завод.

Затем с левой стороны - Дзегужкалнс (Кукушкина горка) - самая высокая точка Риги (28 м над уровнем моря). По мнению некоторых историков, местность была населена в XII в. или ранее, однако убедительных документов пока нет.

Теперь здесь Дзегужкалнский парк (6,4 га), который начали разбивать в 1900 г. По проекту О. Тилманиса и А. Зейдакса построены амфитеатр на 2000 мест и эстрада. В парке и сейчас устраиваются концерты. Дзегужкалнс - любимое место отдыха рижан во все времена года.

В средние века Дзегужкалнс и его окрестности принадлежали конвенту св. Духа ("Convent zum Heiligen Geist" - богадельне). Его название постепенно превратилось в "Ильгюциемс". (Существуют и другие варианты происхождения названия Ильгюциемс - например, на Даугаве в этом районе был о. Илькенд. В XIX в. в связи с фабричным строительством здесь возник один из рабочих районов Риги. Рабочие Игльгецема (Ильгюциемса) принимали участие в Рижском бунте (1899), в революции 1905- 1907 гг.

Автобус пересекает железнодорожную ветку. Уже более 140 лет с правой стороны Болдерайского шоссе, на ул. Подрага, 2, находится Рижский цементно-шиферный завод.

Автобус идет по Болдерайскому шоссе, через луга Спилве - низкую болотистую долину, тянущуюся до самой Даугавы. Другим своим концом долина доходит до южного берега оз. Бабитес. С обеих сторон ее охватывают дюны. По мнению некоторых геологов, эта долина является древним руслом Лиелупе. Теперь по ней петляет небольшая спокойная речка, называемая Хапакагравис, она начинается неподалеку от ст. Бабите. Сейчас эта речка заперта дамбой Болдерайского комбината комплексной переработки древесины.

Во время Северной войны (1700-1721), 9 июля 1701 г., войско шведского короля Карла XII на лугах Спилве в кровопролитном сражении разбило польско-саксонские войска. Готовясь к битве, Карл XII велел возвести мост из лодок и плотов, покрыв их дощатым настилом. Это был первый мост через Даугаву вблизи Риги. Рат вскоре распорядился перенести мост к самому Рижскому замку.

В Болдерае - конечный пункт автобуса № 3. Маршрут автобуса № 20 частично проходит и через о. Даугавгривас.

Болдерая начала формироваться в начале XVIII в. как небольшой поселок на правом берегу р. Булльупе у ее впадения в Даугаву. Поселок строился на земле Болдерайской мызы. Так как землю отдавали в аренду на 60 лет, большие дома здесь не возводились.

Во второй половине XIX в. по берегу Даугавы стали создавать лесопильни, а также другие промышленные предприятия. С этого и началось развитие Болдераи.

В 1840 г. здесь жили 1400 человек, а в 1914 г. - уже 10000.

В 1873 г. была открыта Риго-Болдерааская железная дорога протяженностью 17 км, что значительно ускорило развитие поселка.

В Болдерае родился известный латышский офтальмолог, исследователь патологии глаза Я. Рубертс (1874-1934).

Первым пропагандистом революционных идей в Болдерае был Иван Внуков (1864-1884), воспитанник Рижской Александровской гимназии. Отец его был священником местного гарнизона, и это облегчало революционную деятельность И. Внукова среди солдат и матросов. И. Внуков умер в тюрьме.

Рабочие Болдераи вместе с матросами крепости Усть-Двинск (Даугавгривы) активно участвовали в революции 1905-1907 гг. В крепости действовала подпольная организация, имевшая две конспиративные квартиры в поселке. Первым руководителем этой организации был студент Рижского политехнического института Николай Атабеков-Тумас (1881-1937). По навету предателя он был арестован в январе 1906 г. в Болдерае. Начатое им дело продолжил Петр Кобозев (1876-1941).

Одним из активнейших болдерайских боевиков был Карлис Легздиньш (1883-1906). Умению обращаться с оружием боевиков обучал Эрнесте Бонне (1888-1907). Карательная экспедиция арестовала К. Легздиньша и расстреляла. Он похоронен на кладбище Матиса (Матвеевском). Э. Бонис боролся в рядах "лесных братьев" в Псковской губернии. В схватке с жандармами осенью 1907 г. он погиб.

26 декабря 1905 г. матросы Даугавгривы восстали. Однако восстание было подавлено. Карательная экспедиция безжалостно расправилась с его участниками.

В 1922 г. Болдерая была присоединена к Риге.

В Даугавгриве, в семье рыбака, родился латышский писатель, заслуженный деятель культуры ЛатвССР Янис Гранте (1909- 1970, подлинное имя Янис Екабсонс).

За годы Советской власти Болдерая стала значительным промышленным районом Риги. Здесь находится одно из производств (кирпичный завод) Рижского производственного объединения строительных материалов, 1-й филиал производственного объединения "Ригас текстиле". Экспериментально-механический завод и др.

Рядом с заводами встают кварталы жилых домов. И все же центр Болдераи в какой-то степени еще хранит былое своеобразие.

Из Болдераи наш путь лежит через Булльупский мост.

Чуть ниже моста в Даугаву впадает р. Булльупе. В начале XX в. ее устье раздваивалось. Новое устье, ближе к Болдерае, расширили и углубили, образовался канал Лочу длиной 1 км. Между обеими протоками - островок, называемый Милестибас (Любви). Булльупе - это старое русло Лиелупе, которая до конца XVII в. была притоком Даугавы, впадая в нее примерно в районе нынешнего Милгрависа, и называлась Болдераа. Это название (р. Аа, или Болдераа) сохранялось долго.

Во время наводнения 1697 г. Лиелупе пробила новое русло - прямой выход в Рижский залив, там, где сейчас пос. Ритабулли, в 3 км от Даугавгривы. Это устье носило название Зпемельупе. И по сей день сохранилась его заводь. Однако и это устье р. Лиелупе существовало всего несколько десятилетий. В 1755 г., а по другим сведениям в 1757 г., при весеннем паводке река пробила себе выход к Рижскому заливу у Стирну-рагса.

С 1765 по 1768 гг. это новое русло пытались перекрыть. Однако в 1771 г. р. Лиелупе вновь проложила себе дорогу в том же месте, образовав так называемую Яунупе. Одновременно возник и о. Буллюсала.

Водообмен в р. Булльупе ничтожен, ее скорее можно считать старицей. Примерно посередине о. Буллюсала, рядом с нынешним пос. Ритабулли, на реке довольно большая заводь. Еще в 1701 г. здесь был дополнительный сток Лиелупе в море.

Длина о. Даугавгривас 9 км, наибольшая ширина 2 км. Ныне это один из крупнейших островов Латвии. На Адмиралтейской карте, составленной в 1748 г., остров совсем невелик в длину. Лиелупе впадает в море через пробившуюся протоку Зиемельупе. На карте Л. Меллина, составленной в XVIII в., видно, что Лиелупе проложила себе новое русло, и о. Буллюсала (ныне Даугавгривас) состоит из двух частей.

Остров Даугавгривас вытянут с запада на восток. Он образован в результате соединения нескольких небольших островков.

Около 1565-1566 гг. Даугава протекала по тому месту, где сейчас зимняя гавань, и впадала в залив примерно в средней части о. Буллюсала. На восточной оконечности острова - кварталы жилых домов.

За мостом надо повернуть налево, на ул. Парадес.

В 1608 г. высадившись в устье Даугавы на песчаной отмели левого берега, шведы построили фортификационное сооружение - Неймюндский шанец. При императрице Екатерине II была возведена мощная крепость (с 1860 г. - Дюнамюнде, с 1893 г. - крепость Усть-Двинск). В конце XVIII в. здесь располагалась зимняя гавань, а в конце XIX в. - аванпорт Риги.

В 1852 г. из Риги в крепость на о. Даугавгривас провели телеграфную линию - первую не только в России, но и во всей северо-восточной Европе.

В конце массива жилых домов ул. Парадес ответвляется вправо проселок, ведущий через тростниковые заросли к морю. На пляже видны молы и маяк "Даугавгрива". До маяка 2 км.

Историю строительства маяков различные источники трактуют по-разному.

Первые маяки на Даугаве появились уже в XVI веке. В 1819 г. официально вступил в строй действующий Дюнамюндский деревянный маяк высотой 31,5 м с двумя огнями на нем. Он находился там, где ныне стоит Даугавгривский маяк. В последующие годы он неоднократно перестраивался (1856, 1863, 1915, 1921, 1945). Новый, современный маяк "Даугавгрива" стал действующим с 1957 г. Высота его 36,6 м. Желтовато-белые огни этого маяка видны с расстояния 18 миль (1 морская миля - 1,8 км). Группопроблесковая характеристика огней маяка: проблеск 0,1 с, темнота 0,9 с, проблеск 0,1 с, темнота 2,7 с - внесена в лоции всего мира.

При плохой видимости маяк может подавать дополнительно звуковые и радиосигналы.

Вдаются в море построенные в 1850-1883 гг. ограждающие молы. Они постепенно суживают течение Даугавы с 640 до 415 м, предупреждая засорение фарватера. На концах молов - фарватерные знаки. По другую сторону Даугавы виден п-ов Мангалю.

Продолжить путь на запад в пос. Вакарбулли удобнее всего пляжем. Своеобразные наименования населенным пунктам дали в старину рыбаки: по утрам солнце светит со стороны Ритабулли a "riti" по-латышски "восток", по вечерам со стороны Вакарбулли, a "vakari" по-латышски "запад".

Лесиста западная оконечность острова. Здесь дачный район приглянувшийся любителям спокойного отдыха.

Вдоль морского побережья тянутся небольшие дюны, редкий ивняк. В глубине леса своеобразные дюнные бугры. Здесь растут сосны, березы и другие деревья. Довольно богат животный мир - на острове встречаются лоси, косули, лисицы, енотовидные собаки.

В центральной части о. Даугавгривас строятся очистные сооружения канализационных сточных вод г. Риги.

На западе остров омывается водами р. Лиелупе. С устья реки открывается вид на фарватерные знаки и небольшой маяк на противоположном берегу. Рог на левом берегу Лиелупе именуется Стирну-рагс. Здесь образовалась дюна, называемая Рага (Роговая), 15 м над уровнем моря.

По берегу Лиелупе можно дойти до р. Булльупе, на протнгзопо-ложном берегу которой - лесистая дюнная полоса. Вдали, на берегу Лиелупе, виднеется высокое песчаное обнажение - дюна Балта (Белая).

От Болдераи до Вакарбулли, включая переход до маяка, затем по пляжу, вдоль Лиелупе и Булльупе, около 16 км. В Вакарбулли конечная остановка автобуса № 36. Отсюда еще несколько километров в направлении к Болдерае тянется лес.

Прогулка по о. Даугавгривас приятна во все времена года.
http://www.skitalets.ru/books/around_riga/#23

Категория: Статьи о Болдерае | Добавил: LYARA (05.09.2009)
Просмотров: 2852 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Статьи об Усть-Двинске [27]
Статьи о Болдерае [49]
Другие статьи [35]
Творчесто болдерайцев [71]
"Криминальный Болдерай" [26]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz