ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Пятница, 29.03.2024, 09:31
  Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 Главная » 2011 » Июль » 20 » Русский остров, наш кормилец
Русский остров, наш кормилец
14:05
18.07.2011
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ
газета "Час"

Осенью должно начаться строительство причалов на Криеву сала. Еврокомиссия выделила Латвии 77,4 миллиона евро в качестве софинансирования проекта переноса порта из центра Риги на остров Криеву, что стало признанием его международной значимости.
«Отец» мегапроекта - руководитель отдела стратегического планирования Рижского свободного порта Владимир Макаровс, не скрывает своей радости: «Наконец мы можем сказать: в Латвии есть еще один амбициозный проект! Он Латвии необходим, поскольку в долгосрочной перспективе будет приносить гарантированную прибыль».
Слева-направо-

- До сих пор Рижский порт развивался неравномерно: перевалка 95 процентов грузов сосредоточена на правом берегу Даугавы, практически в центре столицы, что неудобно, да и небезопасно.

Поэтому Управление Рижского порта уже в 2005 году начало готовить крупный - а по латвийским меркам чрезвычайно крупный - проект по переносу перевалки грузов с Андрейсалы на Криеву сала, Русский остров, который находится ближе к левому берегу Даугавы и ее устью, возле Болдераи.

Там будет построен универсальный порт - четыре причала с глубиной фарватера 17 метров (максимальной для судов, которые ходят по Балтийскому морю), приспособленные для обработки самых разных грузов - сыпучих, генеральных, контейнеров. Иначе нельзя, ведь если сегодня в грузообороте преобладает уголь, то в следующем году его может сменить, например, металл, и к этому нужно быть готовым.

В Усть-Луге судно типа панамакс можно загрузить в течение одних суток, и это значит, что и на острове Криеву надо предусмотреть технологии, также позволяющие перегрузить 70 000 тонн за 24 часа. И плата за перевалку грузов должна быть не выше, чем у конкурентов. В мире немало построенных по самым современным технологиям терминалов, пустующих из-за дороговизны своих услуг.
Латвийские порты, в том числе и Рига, обслуживают страны СНГ, так что чрезвычайно важно быстро отправлять грузы к месту назначения и принимать их. Для этого на острове Криеву будет построена железнодорожная ветка со станцией. То, что 15- 25 миллионов тонн грузов, которые могут дополнительно прийти в Ригу, можно перевезти только по железной дороге, доказывает элементарный подсчет.
В составе в среднем 57 вагонов, грузоподъемность каждого - 60 тонн, вместе это 3400 тонн. (Чтобы перевезти такое количество грузов на автомашинах разрешенной в Латвии грузоподъемностью 40 тонн, понадобится 85 автомашин.) Так что если даже в день будет отправляться только один состав, за год он перевезет 1 миллион 300 тысяч тонн. А ведь составы могут ходить и чаще.

Один из пяти

Работа над такими большим проектами дело не одного года. Сначала были внесены изменения в территориальное планирование столицы, потом эта программа стратегического развития была принята Рижским свободным портом. Затем проект утвердило правительство Латвии, внеся его в список своих предложений Еврокомиссии.

Параллельно шла оценка влияния объекта на окружающую среду, готовился технический проект, который в прошлом году утвердило министерство сообщения, а затем минфин, представивший его на рассмотрение Еврокомиссии. Таков порядок: проекты с привлечением европейского софинансирования, которые требуют более 50 миллионов евро инвестиций, должны быть утверждены правительством Евросоюза. Тем более что речь идет о поддержке частного бизнеса.

И, конечно, все это широко обсуждалось. Сейчас можно смело сказать: общество осознанно приняло этот проект, понимая его плюсы и минусы. В начале прошлого года порт объявил конкурс на выбор строителя. Он проходил в два этапа. В первом могли принять участие все предприятия, имеющие необходимый опыт и располагающие соответствующей техникой, которые могли доказать, что в состоянии выполнить эти сложнейшие работы. С учетом этих критериев было отобрано пять больших компаний. Кстати, никто из тех, кто не был допущен до следующего этапа, претензий не предъявлял.

На втором этапе пять победителей должны были внести рабочие предложения по проекту - какие материалы и технологии они будут применять, в какие сроки смогут уложиться, и, конечно, указать, сколько будут стоить их услуги. Важное значение имел и срок предоставляемой гарантии.

Порт, естественно, заинтересован в том, чтобы работы были выполнены быстро и качественно. Чтобы конкурсная комиссия была более профессиональной и авторитетной, мы привлекли в нее двух экспертов, которые ранее никак не были связаны с этим проектом.

Оба признали лучшим предложение компаний BMGS и Sкonto, которые взялись построить порт на острове Криеву за 88 млн латов и 22 месяца. Правление порта утвердило решение комиссии. У нас не было и нет никаких оснований ставить под сомнение заключение специалистов.

Деньги, которые нельзя упустить

Однако сумма заказа велика, и, учитывая экономическую ситуацию в Латвии, неудивительно, что фирмы, уступившие победителям, сейчас стараются оспорить результаты конкурса. Это нормально - пытаться доказать свою правоту. Но меня беспокоит, что появились компании, которые постоянно подают претензии, а выиграв конкурс, находят тысячу и одну причину, чтобы отказаться от выполнения работ. Аналогичный случай был в Клайпедском порту.

Бюро по надзору за закупками рассмотрело претензии участников и, выслушав все стороны, обещало сообщить свой окончательный вывод до 1 августа. Я считаю маловероятным, что бюро поручит конкурсной комиссии еще раз рассмотреть предложения претендентов, ведь его сотрудники с самого начала следили за ходом конкурса и полностью в курсе дела.

Очень надеюсь, что инвестиции, которые сделал порт, оплачивая труд экспертов и консультантов, отвечающих за соблюдение всех конкурсных процедур, оправдаются, и мы в ближайшее время сможем заключить договор с победителями, чтобы уже нынешней осенью приступить к строительству. Если Бюро все-таки решит вернуть проект на повторное рассмотрение, то начало строительства отодвинется месяца на полтора. Вроде бы это и небольшой срок, однако между портами идет такое жесткое соревнование, что если мы продемонстрируем неспособность своевременно подготовить терминалы, то грузы могут уйти в другие порты. Практика показывает, что вернуть их непросто.

А бороться есть за что! Две компании, которые переедут на Русский остров - Centralais terminals и Streks - намерены увеличить грузооборот: первый - на 10 млн тонн в год, второй - на 6. Значит, если причалы не будут построены в срок, мимо нас пройдет 16 млн тонн грузов. А это прямые убытки для порта, Латвийской железной дороги, всех жителей страны. Это деньги, которые мы не имеем права потерять.

Недавно в Клайпеде состоялась конференция, посвященная юбилею порта, и ученые Ростокского университета подсчитали, что в порту работает 20 000 человек плюс еще 83 000 он дает работу опосредованно, создавая 5 процентов ВВП Литвы. Клайпедский порт по объему грузооборота вполне сопоставим с Рижским (данные прошлого года - 31 и 30 млн тонн грузооборота соответственно), так что все эти выкладки можно с полным основанием отнести и к нам.

И если Клайпедский порт, зажатый между городскими кварталами и охраняемым природным парком, объектом Натуры-2000, находит возможности для роста, то почему Рижский, имеющий большое пространство для маневра, должен отставать?

Надеюсь, через два года победители конкурса сдадут новый порт в эксплуатацию, после чего стивидоры уже за свои средства оборудуют терминалы, чтобы к концу 2014 года порт на острове Криеву заработал на полную мощность.
http://www.chas-daily.com/win/2011/07/18/l_004.html?r=31
Просмотров: 771 | Добавил: LYARA | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Nibelung  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Форма входа

Календарь новостей
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz