В аэропорт Спилве впору приглашать художников соцсюрреализма. Проезжая через Ильгюциемс в сторону Болдераи, трудно поверить, что еще в начале 1970–х здесь находились главные воздушные ворота столицы — аэропорт Спилве. А что сегодня происходит на территории бывшего аэропорта? Сворачиваем с шоссе, и вот за деревьями очертания аэровокзала. На фронтоне все еще можно увидеть "серпасто–молоткастый" герб. Архитектура впечатляет: не много в Риге сохранилось образцов сталинского барокко. Строили аэропорт в 1954–м — по проекту московского архитектора Воробьева. Он же проектировщик еще одного вокзала — речного, на Баласта дамбис, напротив Дома печати. Тем зданием пожертвовали в угоду высоток, которые до сих пор не поднялись выше фундамента. Аэровокзал уцелел, но и он с каждым годом выглядит все хуже. Часть окон залатана фанерой, на крыше появились березки. В окнах объявления: "Охраняемый объект". Интересно, что охраняют? В советское время интерьер украшали роскошные люстры, мрамор, ковры, сотканные в Китае и на Обуховском заводе, картины классиков советской живописи. Ноу–хау аэровокзала считался ресторан. Повар–грузин так готовил, что гурманы до сих пор вспоминают… Звоню в дверь. Один раз, второй, третий. Слышно во всей округе. Увы, никто не выходит. Подъезжаем к аэровокзалу со стороны летного поля. Картина, напоминающая работы художников социалистического сюрреализма. Возле фасада пять наглухо заколоченных строительных бытовок, за ними — разбитая "Волга" из тех времен, когда из здания еще выходили пассажиры. Бетонные дорожки самого летного поля — в бурьяне. Вся авиация — два самолета Ан. Один целый, другой — со сломанными крыльями. Рядом с аэровокзалом зеленый уголок из 1950–х. Высокие голубые ели и сейчас хороши, а вазоны в саду наполовину разбиты. От фонарей сохранились лишь опоры. Ни души. Наконец в глубине бывшего аэродрома обнаружили строение с табличкой — парашютный клуб. Его соучредитель и член правления Дмитрий Кондрашов как раз проводил инструктаж воспитанников. По его словам, еще несколько лет назад аэропорт можно было назвать базой малой авиации столицы. Поднимались небольшие самолеты, дельтапланы, парапланы и авиамодели, работали клубы, школы, курсы. Сегодня все это практически в прошлом. Проблемы начались после того, как город передал территорию в аренду SIA TreSais elements. Те установили плату за любой полет или приземление. А прыжки с парашютами вообще были запрещены. Парадокс — клуб существует, а прыгать нельзя. — Сейчас мы лишь теоретически учим желающих, прыгать везем в Даугавпилс. Там уцелел единственный в стране реальный парашютный клуб. А когда–то такие клубы были в Елгаве, Резекне, не говоря о Риге. Теперь энтузиасты едут в Польшу, Литву, где десятки клубов, устраиваются праздники, международные соревнования. Но нашим властям все до фени: пусть лучше молодняк колбасится на дискотеках и в ночных клубах, чем идет в парашютный спорт. Возможно, запрет связан с гибелью военных–парашютистов, приводнившихся и утонувших год назад в Даугаве? — Мы никакого отношения не имеем к военным. Для тех, кто прыгает в нашем клубе, специально проводим и приводнение — в Даугавпилсе. По версии собеседника, одна из причин выдавливания клуба и вообще малой авиации отсюда в другом — на территории аэропорта около 110 гектаров земли. Место хорошее, недалеко от центра. Арендаторы ведь могут затем приватизировать землю, построить дома, офисы. За примерами ходить не надо. Достаточно посмотреть на окрестности Киш–озера, которые вначале были взяты под строительство спортивных сооружений, а сейчас там частные коттеджи. По словам Дмитрия, серьезные люди из Москвы готовы были в прошлом году выложить за эту землю хорошие деньги, но что–то не сложилось…. Дмитрий показал строения, где раньше собирались дельтапланеристы. "Сходите, может, кого–то из энтузиастов еще застанете". Дельтапланеристов не было, но мы познакомились с конструкторами, строящими небольшие самолеты. Они подтвердили многое из того, о чем говорил руководитель парашютного клуба. По их словам, большинство любителей малой авиации — тех, кто долгие годы приходил в Спилве, ушли. Арендаторы, получившие от города территорию, ввели плату за полеты, которой прежде не было. — Для тех, кто занимается малой авиацией, 15–20 латов за полет — дорого, — объясняют конструкторы. — Ушли парапланеристы, дельтапланеристы, редко поднимаются и небольшие самолеты. Вместо энтузиастов появились богатые люди, которым ничего не стоит выложить и несколько сотен за полет. Но этих людей немного. А сама атмосфера настоящего Спилве исчезла. Ее составной частью, по словам собеседников, был парашютный клуб. Часто устраивались демонстрационные прыжки, праздники. На них всегда бывало много народу, молодежи. В эти дни Спилве оживал. Конструкторы полагают, что не все еще потеряно, что бывший пассажирский аэропорт действительно можно сделать базой малой авиации, о чем не раз говорили в Рижской думе. Но город должен реально заниматься этим, вкладывать в восстановление аэропорта, а не преследовать другие цели. Малая авиация, по мнению собеседников, не та область, которая приносит деньги… И все же, на мой взгляд, и на Спилве есть возможности зарабатывать. Два примера. Музей авиации имени Цандера ютится на задворках аэропорта Рига. Не сегодня–завтра его попросят — аэропорт расширяется. Так почему не выделить музею место на Спилве? Это и иностранных туристов привлечет, и латвийцев. Сам аэровокзал — тоже интереснейший объект для экскурсий. Иностранцы, проезжая мимо другого памятника сталинского ампира — Академии наук, часто интересуются: есть ли туда экскурсии? Увы. Так почему не организовать такие экскурсии к другому памятнику сталинского барокко? А если там еще и открыть ресторан? Тем более традиции у него известные. Но чтобы "оживить объект", для начала город должен восстановить инфраструктуру — дороги, декоративную скульптуру 1950–х, беседки и зеленые насаждения. А что у нас? Мне показали то, что сделали в этому году на Спилве с аллеей, посаженной после войны. От роскошных ив остались пеньки. А из здания самого аэровокзала, говорят, исчезли картины советских классиков…. Впрочем, на днях город сделал первый шаг на пути возвращения Спилве статуса базы малой авиации — разорвал договор с арендатором. Теперь в думе собираются создавать собственную структуру Lidlauks Spilve, которая будет управлять аэродромом. Что дальше? "Вести Сегодня" № 111. Автор: Илья Дименштейн http://www.ves.lv/article/82574
|