Озлобленные дети громят родную школу. "С начала января в нашей школе стали во время уроков закрывать туалеты. Ученики лишены возможности справлять естественную нужду. По этому поводу мы не раз обращались за разъяснениями к учителям и получали ответ, что туалеты закрывают по приказу директора. Мы считаем, что такие запреты наносят вред нашему здоровью, являются жестокостью и унижают наше человеческое достоинство. Просим вас объяснить, на чем основано такое решение и не является ли оно нарушением прав ребенка на уважение, благоприятную среду и приоритет его интересов? Уважаемая Мария Михайловна, мы просим вас обеспечить доступ в туалет во время уроков. С уважением, ученики 33–й рижской средней школы (около 50 подписей)". "Не надо ломать!" Невозможно удержаться от улыбки, прочитав это письмо. Так и слышится за кадром голос какого–нибудь Жванецкого или Задорнова. Однако инспектор Рижского центра по защите прав детей Инта Биеза, услышав от меня суть жалобы, была категорична: "Это грубейшее нарушение не только прав ребенка, но и прав человека! Туалет должен быть доступен в любой момент! Может, кто–то из учеников злоупотреблял возможностью отпроситься с урока в туалет, но с такими надо работать индивидуально, используя педагогические методы. Но вообще не пускать в туалет?! Это нечеловеческое отношение к детям! Пусть они присылают жалобу в наш центр, мы разберемся!" Письмо детей, подписанное 13 февраля, было отдано директору 33–й средней школы, и по закону у М. М. Ковальчук было две недели, чтобы разобраться с жалобой. Но уже 14 февраля поступила новая жалоба — ребят снова не отпустили в туалет во время урока физкультуры, и они сразу позвонили депутату РД от ЗаПЧЕЛ Геннадию Котову. Депутат попытался выяснить вопрос с учителем спорта, но тот не отреагировал. Пришлось ехать в школу: Г. Котов считает, что в данном случае нарушается ряд статей закона "О защите прав детей", в частности статья 9 пункт 2, в котором сказано, что ребенка нельзя мучить, применять физическое наказание и другие меры, затрагивающие его честь и достоинство. — Туалеты закрыты? А вы знаете, сколько у меня актов о поломке унитазов?! — воскликнула директор Мария Михайловна Ковальчук. — А вы знаете, сколько Рижская дума вложила в ремонт нашей школы?! Чтобы сохранить школу и деньги думы, мы вынуждены закрывать туалеты во время уроков! Не надо ломать и делать то, что делают ребята, тогда и проблем не было бы. Они должны помнить: туалет — культурное помещение! Перемены у нас по 15 минут, и все должны успеть за это время сходить куда надо. А на уроке надо учиться! А они идут в туалет и курят, закрывшись в кабинке. Во всех школах курение запрещено. Но поскольку у нас только женщины работают, то мы даже не можем зайти туда и выгнать их оттуда! Полицейский только один. Сегодня во время урока спорта опять кто–то бросил в унитаз пустую банку из–под колы, и канализация засорилась. И ни разу мы не смогли поймать хулигана! Трудности диалога По словам директора, к ней в начале года обратились представители совета школы с просьбой принять меры. Она подписала распоряжение: оставлять открытыми во время уроков по одному дежурному туалету на этаж. А как же соблюдение санитарных норм? Ведь в каждом учреждении, тем более детском, есть определенная норма — число отхожих мест должно соответствовать количеству детей. А их в 33–й — 900. Директор также уверяет, что не давала распоряжения вообще не выпускать никого с урока. С большим трудом журналистам и депутату удалось утихомирить директора и предоставить слово присутствующим здесь мальчишкам. Неприятно резануло, что директор постоянно их прерывала и тут же пыталась обвинить во всех возможных проступках: прогулах, курении, плохой успеваемости, неуправляемости. Безусловно, контингент в этой болдерайской школе сложный, учителям непросто справляться с такими проблемными детьми, и директор должна обладать крепкими нервами, но все–таки любой педагог прежде всего должен уметь слушать ребенка. "Да я умею слушать детей! — возмутилась директор такому моему замечанию. — Они ко мне постоянно приходят с жалобами, и мы за этим столом все вопросы обговариваем! Только эти мальчики ко мне не обращались!" "Давайте все же дадим ребятам слово!" — уже не в первый раз попытался прервать монолог г–жи Ковальчук депутат Котов. "Все, молчу!" — по-обещала она. "Как–то я во время большой перемены напился кока–колы, — начал свой рассказ Андрей, — и на уроке захотел в туалет ("Нет проблем! — тут же встряла директор. — У нас всех выпускают в туалет!"), но учительница меня не отпустила". "Я попросился на уроке латышского, но меня не выпустили, сказали, что есть приказ директора никого не выпускать, — продолжил Вадим. — И с тех пор ни разу не выпускали". (Директор снова не выдерживает: "Я такого приказа не давала! А тебя не раз ловили за курением в туалете!"). "Меня на алгебре не выпустили, когда живот болел, пришлось терпеть, — рассказал Вадим. — И две недели назад тоже был такой случай. А когда выпускают, оказывается, что в новом здании все туалеты на этаже закрыты и надо бегать по школе, искать открытый". ("Во втором здании у нас вообще евроремонт!" — комментирует завхоз.) – Какая ложь! — покачала головой директор. — Дежурные туалеты открыты всегда на каждом этаже! А с учителями я, конечно, поговорю, так ли все было на самом деле. А ваше заявление — вообще странное очень. Разве это подписи! Почти ни одной фамилии не разберешь — каракули какие–то, "Вася", "Маша". Это несерьезно!" "Многие боялись фамилии ставить!" — ответили мальчишки. "Кстати, — оживилась директор, — у меня тут лежит на Вадима одна жалоба от учителя. Почему ты, Вадим, угрожал учителю: "Откройте дверь, а то пожалеете!"? И что за странная манера тут же звонить депутату!" Школа — враг молодежи? Перед отъездом из школы завхоз провела нас по зданию и показала все места общего пользования, отремонтированные за счет города. К слову, на эту болдерайскую русскую школу городские власти денег не пожалели: только первая очередь реконструкции обошлась в 900 тысяч латов! Действительно жаль, что импортная сантехника постоянно выводится подростками из строя. С другой стороны, ремонт и новые туалеты делаются именно для детей. Не хотелось бы мазать всю школу черной краской. Конечно, есть здесь и ученики, которые искренне считают свою 33–ю вторым домом, есть талантливые учителя и ученики. И все же постоянные акты вандализма — опасный симптом. Что это — распущенность или способ насолить авторитарному директору и учителям? Или проявление неосознанной агрессии? Судя по стремительному росту второгодников, современная школа многим становится не по зубам. Вынужденные сидеть по 2–3 года в одном классе, подростки ощущают свою отверженность и, возможно, такими выходками пытаются выразить свой протест. "Посмотрите на их лица, — сказала одна из завучей. — Они чувствуют себя сейчас героями, потому что ради них приехали журналисты и депутат, а школа в очередной раз "прославится" в прессе!" "Завтра нас всех вызовут к директору и будут стыдить за то, что мы позорим родную школу, — в свою очередь рассуждали мальчишки. — А в районе нашу школу называют "болдерайская зона № 33". Почти концлагерь". Юлия АЛЕКСАНДРОВА, Вести сегодня 21 февраля 2006 11:09 http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=13683444
|