ГлавнаяРегистрацияВход БолдеРайский сайт Воскресенье, 29.12.2024, 12:05
  Каталог статей Приветствую Вас Прохожий | RSS

 
 
Главная » Статьи » Другие статьи

"Российская школа наступает на те же грабли!"
Считает директор рижской Даугавгривской средней школы Ольга Анатольевна Селютина. Она недавно вернулась из Москвы, где состоялась встреча директоров школ стран СНГ.
— В cовет директоров входят 134 директора из стран СНГ, — рассказала Ольга Анатольевна. — Формально Латвия, конечно, не имеет никакого отношения к СНГ, но российские коллеги, с которыми наш школьный коллектив не раз пересекался на чтениях по гуманной педагогике замечательного ученого–педагога Ш. Амонашвили, пригласили меня войти в этот совет и поделиться опытом работы. Когда по приглашению председателя совета, доктора педагогических наук Якова Семеновича Турбовского я пришла на очередное декабрьское заседание, то коллеги радостно воскликнули: "Вот и "Европа" к нам присоединилась!"

— Чем же наша европейская школа отличается от российской?

— Практически ничем. И Россия, и Украина наступают на те же грабли: там тоже вводятся новые стандарты, безоценочная и многобалльная система, единый экзамен! Введение этого экзамена в РФ вызвало массу нареканий, а в наших школах подобные экзамены проходят уже несколько лет, и нам уже трудно представить, что может быть как–то иначе.

Хотя я соглашусь с российскими коллегами: при едином экзамене будет потеряна личность ученика, поскольку тестовая система не учитывает его индивидуальные способности. Если один ребенок может сразу включиться в работу и написать тест за 40 минут, то другому надо время, чтобы подумать, поэтому он не успевает уложиться во времени и проигрывает более быстрым товарищам.

Еще одна больная проблема — учебники и учебные программы, которые теперь может написать любой учитель, хотя не каждый хороший и талантливый учитель–практик способен стать теоретиком и создать научный труд. Учебники и программы — это дело ученых, которые должны не просто разрабатывать новшества, но апробировать их. Иначе наши дети станут заложниками глупых экспериментов. Совет директоров это направление взял под свой контроль.

Конечно, большой интерес вызывает наше билингвальное обучение. Возможности билингвального образования и разработка программы по развитию русской культуры — всеми этими проблемами педагоги нашей Даугавгривской школы занимаются не первый год, участвуя и в международной конференции по этой теме, где принимали участие представители Финляндии, Литвы, Болгарии, Словении, России.

Очень интересовались коллеги из СНГ электронным журналом! В России он еще в стадии разработки. Спрашивали меня о международных проектах. Когда узнали о том, что все учителя Даугавгривской школы помимо зарплаты получают европейскую стипендию в рамках разных европейских проектов, то были изумлены.

— Ольга Анатольевна, наша "европейская" школа опережает российскую только в плане технических средств и билингвального обучения или есть еще какие–то примеры, связанные с содержанием образования?

— Это неверно, что мы опережаем. Московские школы оснащены лучше, чем рижские, хотя в российской или украинской глубинке может и учебников не хватать. Директорам российских школ можно позавидовать в том, что им выделяется много часов на дополнительное образование. В одном из лицеев — 18 ставок на кружки и факультативы, и директор может приглашать преподавателей вузов для работы с одаренными детьми.

Латвийская школа еще не стала европейской. Мы и не должны кому–то подражать! Профессор Шпоне на одном из совещаний заявила о том, что у нас должна быть своя латвийская система образования, которая бы достойно вошла в единую европейскую систему. При этом мы не должны отвергать того, что было накоплено ранее. Недаром когда к нам приезжают европейские коллеги, они многому удивляются и изъявляют желание перенять наш опыт!

Американские дети, гостившие в нашей школе, приходили ко мне на все уроки химии, чтобы своими глазами увидеть, как я провожу опыты. В США опыты показывают только на компьютере! Учителей из Финляндии поразило то, что наши дети и родители сами озеленяют школьный двор. Наши дети вообще более активны: они сами шьют костюмы, владеют приемами флористики, поют и танцуют, а в европейских школах всем этим занимаются только специально созданные коллективы или профессионалы.

— Закрывают ли в странах СНГ школы, как это происходит в Латвии?

— Да, директора говорили и о закрытии пустующих маленьких школ, и об уменьшении числа учащихся. Больная тема, тоже общая для всех, это потеря интереса к учебе и бюрократизирование школы. Ученые с болью говорили о том, мы находимся в ситуации "жесткой" пассивности, даже на митинги ходим за деньги. Конечно, образование выше любой политики, но мы воспитываем серую массу, которая ни к чему не стремится, а если стремится, то только к материальным благам.

Образование становится коммерческим, коммерческие школы и вузы раздают дипломы всем, лишь бы платили. Большая проблема с нарушителями дисциплины — практически школа не может освободиться от злостного хулигана, ученики чувствуют себя безнаказанными, а родители обвиняют учителей и таскают своих чад из школы в школу в поисках лучшей! В некоторых школах Европы нашли выход: после определенного числа замечаний и смен школ хулигана никуда уже не принимают. И это работает: нарушители берутся за ум.

Очень мне понравилась программа "Здоровье" московских школ: зарядка, подвижные перемены и другие оздоровительные мероприятия. Для современных детей, просиживающих сутками у компьютера, это очень важно. Но попробуйте начать введение чего–то нового у нас в школах! Мы хотели ввести школьную форму, но сразу начинаются звонки в департамент образования: имеет ли школа на это право? Кстати, все московские школы ввели форму!

— Каковы дальнейшие планы совета директоров школ СНГ?

— Совет создан для того, чтобы выявлять проблемы в сфере школьного образования и оказывать конкретную помощь конкретным школьным коллективам. Будут создаваться экспертные группы, которые способны определять качество учебно–воспитательного процесса. Мне было предложено участвовать в экспериментах и стать базовой школой в Латвии. С двумя школами Москвы я уже заключила договора о сотрудничестве. Это очень приятно, так как за последние годы мы все же потеряли связи с российскими коллегами, сосредоточившись на европейском направлении.

— Спасибо за беседу.

"Вести Сегодня" № 8.
http://www.ves.lv/article/108565

Категория: Другие статьи | Добавил: LYARA (13.01.2010)
Просмотров: 842 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
 
Категории каталога
Статьи об Усть-Двинске [27]
Статьи о Болдерае [49]
Другие статьи [35]
Творчесто болдерайцев [71]
"Криминальный Болдерай" [26]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта
Лекс's live page;

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

БолдеРайский сайт © 2024
Хостинг от uCoz